Podarki1

Элиас Файнгерш: «Когда артист выходит на сцену, он делится энергией. Все остальное лишь инструмент».

Элиас Файнгерш – шведский тромбонист, лауреат престижных международных премий, выступающий по всему миру, впервые играл в Новосибирске в прошлом году в рамках джазового проекта на фестивале Вадима Репина. Необычное шоу, разрушающее все представления о тромбоне, потрясло и запомнилось. И когда в программе Рождественского фестиваля 2017 года появилась афиша с именем Элиаса, мы уже ожидали чего-то яркого и необычного.

«Гамлет» - это вольная интерпретация шекспировской трагедии для тромбона и оркестра. Тромбон плачет, шепчет и хохочет, страдает и мучается, словно и правда мечется по сцене вовсе не музыкант, а сам принц датский. И плачет королева Гертруда … Маленький свисток жалуется на одиночество и рыдает… И ты вдруг понимаешь, что жалуется и страдает сам принц Гамлет. Юный, ранимый, обиженный…

Я не знаю, об этом ли писал Шекспир и даже не знаю, об этом ли играет Элиас, но для меня Гамлет стал историей об одиночестве. А сам артист ни на чем не настаивает, он лишь рассказывает историю…

- Каждый видит и слышит свое, - уверен Элиас Файнгерш, - когда ты даешь зрителю возможность увидеть, услышать свое – это и есть главное.

elias3

Гамлет – это же, по сути, история противостояния. Это очень похоже на взаимоотношения солиста и оркестра. Гамлет вырос в королевской семье, вдруг у него родились идеи… Он говорит - надо вот так, ему отвечают – нет, мы привыкли иначе… И в этом его трагедия. У солиста то же самое. Пока он играет на скрипке или виолончели в оркестре, это одно. Когда он вышел перед оркестром – уже совсем другие отношения. Уже появляется какое-то противостояние, и я подумал, что на этих отношениях уже можно рассказать историю Гамлета. И мы с оркестром не играем вместе. Точнее – мы играем друг против друга, у нас все время противостояние. Вот об этом мы и играем Гамлета.

- Но соло на тромбоне – это ведь редкость. Обычно солируют рояль, виолончель, скрипка… Тем более сольные концерты…

- Но я же играю сольники.

- И сколько таких, как вы?

- Один… Но вообще все так и есть. Я жил и учился в Нью-Йорке, работал в очень хорошем оркестре на заменах. И мне это страшно не нравилось. Я понимал, что это лучшая работа, на которую я могу рассчитывать в жизни, что если я буду много и тяжело работать, если все сложится, то у меня есть шанс получить работу где-то в подобном оркестре… А мне сама работа не нравится. Изо дня в день, из года в год играть в оркестре чужую музыку так, как это видит дирижер…

И я с ужасом понимал, что вот я вполне могу просидеть еще сорок лет на этом стуле. И все? Вот он, мой стул?

elias2

Мой педагог Дэвид Нун, а я тогда учился композиции, как-то спросил: «Почему ты такой грустный?» Я рассказал. Он задумался и спросил: «А чего ты хочешь?»

Я подумал и ответил, что хочу играть на тромбоне, потому что очень люблю этот инструмент, но хочу играть свою музыку…

Он пожал плечам и ответил: «Играй».

Я засомневался - я же вменяемый человек, я же понимаю, что надо зарабатывать деньги, чтобы было что есть...

А он мне – не заморачивайся, ты готов жить в студии или однокомнатной квартире, но заниматься именно тем, чем хочешь? Значит, занимайся, с голоду не умрёшь, я тебе обещаю!

Я начинал свои сольные концерты в шведском заполярье. Там есть такая форма - дневной концерт. Люди приезжают в город за покупками, а артисты театра в обеденное время выступают перед зрителями, пока те едят.

И однажды предложили мне. Я сразу согласился, а потом подумал – а что я буду делать? У меня были какие-то сольные наработки с тромбоном. Но там живут лесорубы. Я не был уверен, что им нужен Прокофьев или Шенберг. Значит, надо было выступать так, чтобы ему, лесорубу, который приехал за покупками, это было интересно…

И я начал работать. Составлять свою программу. Кое-что получается…

elias4

- И это кое-что принесло известность и Gran Prix Санкт Петербургского фестиваля «АртОкраина», звание Золотого тромбона Скандинавии и победы в международных конкурсах, гран-при престижных европейских фестивалей…

- Я очень внимательно отношусь к своим зрителям, я стараюсь делать то, что нужно слушателям, но не опуская свои стандарты. При всем романтизме я смотрю на мир очень прагматично. Ты выходишь в зал - и что ты им дашь сейчас? Ты вышел в зал, в котором сидят сто, двести, пятьсот человек. И что ты дашь им такого, ради чего они должны потратить свое время и свои деньги? Это как ресторан. Вы все умеете готовить, но зачем-то же вы приходите в ресторан. Это и атмосфера, и что-то неизведанное, и какой-то необычный вкус… Нужно, чтобы человек вышел из зала и ему стало хорошо. Не бывает такого, что «мой зритель меня не понимает». Существуют внутренние стандарты. Есть зрители, они должны прийти с радостью, заплатить деньги и быть довольны, порекомендовать тебя другим, чтобы они тоже заплатили деньги. И тоже вышли с чем-то… И если ты соблюдаешь все вот эти вещи, то, может быть, что-то удастся...

Я играю и классическую музыку, и современную. Да, у меня не просто концерт. Это шоу. Но важно, что это делается с любовью.

Когда я начал играть соло на тромбоне, я понял, что одного инструмента мало. Но я музыкант классической школы, для меня даже не было опции всякие там караоке и минусовки.

Но есть такая техника луп – машина. Это как магнитофон. То, что я сейчас спою, он повторит. И у меня будет аккомпанемент. И все, и пошла музыка.

Эту электронику я впервые услышал в 1992 году, когда я познакомился с Аркадием Шилклопером. Он стал для меня очень важной фигурой. Я понял, что можно взять любой инструмент и играть…

- Напевать для луп-машины выходит очень интересно, а сольная карьера певца никогда не привлекала?

- Нет, никогда. Дело в том, что у моего папы прекрасный оперный голос. Он работал инженером на заводе в Новосибирске и пел в любительском хоре. И его пригласили поступать в Новосибирскую консерваторию. Он сдал все экзамены, прошел. Но когда он узнал, сколько там получают, он отказался, потому что как инженер он получал больше. Но пел он всегда. Я помню, мы приезжали к бабушке, она кому-то из соседей рассказывала: «Вот мой внук, он музыкант и поет» Ее спрашивали: «Как Боря поет?» «Нет, что ты, Боря поет…. А это так...» И я хорошо понимаю, что она права. Поэтому петь мне никогда не приходило в голову.

- Но зато вы играете Гамлета, и не только на тромбоне…

- Да, театр в моей жизни всегда присутствовал. Начать с того, что я родился в театре «Современник». Театр находится, на самом деле, в жилом доме, он, этот дом, сделан буквой «п». «Современник» в одном конце буквы «п», а мы – в другом конце жили. Папа уехал в Москву, был инженером, женился на моей маме, и я родился.

elias5

Потом я во время учебы немного играл в Ленкоме. Потом, когда уже были написаны и сыграны «Сны Ромео» и «Гамлет», Михаил Левитин пригласил меня в театр играть шута с тромбоном в «Короле Лире», я его и сейчас играю. Затем меня пригласили играть в «Короле Лире» в Лондон. Премьера была в театре «Глобус», который основал Шекспир. Потом мы поехали в тур по Англии. Шикарный был спектакль. Я играл Гамлета на сцене Гамлета в Эльсиноре. И кто-то написал, что я специалист по Шекспиру. И меня начали приглашать шекспироведы. Я себя там чувствовал просто как кот среди горностаев…Сидят доктора наук и я им рассказываю. Я рассказывал очень просто, со своей точки зрения. Шекспировский театр – он же был совладелец. Вот как вы думаете, он мог позволить, чтобы у него ползала ушло? Вот чисто финансово? Он же платил актёрам, за все платил. Дотаций никаких не было. Вот и представьте, как он делал свою работу, чтобы у него зрители не уходили.

- Но это же разные виды искусства…

- Когда артист выходит на сцену, он делится энергией. Все остальное лишь инструмент.

Есть техническая разница, но если ты владеешь умением делиться энергией – то все получится. Тем более что в любом сольном выступлении – большая доля театра. Когда ты на сцене - важно не только уметь играть, не просто самому войти в произведение. Важно пригласить туда зрителя, увести за собой. И неважно, какими инструментами ты для этого воспользуешься…

Евгения Буторина
Фото автора

Оставьте свой комментарий

0
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены

Видео-галерея

Пенсионерам - скидки

Скидки в ...

Скидки для пенсионеров на услуги парикмахерских и ...

Скидки на оценку ...

Скидки пенсионерам на оценку имущества для ...

Скидки на обувь

Скидки для пенсионеров на обувь.

Партнеры