Все о пенсияхСпросите специалистаФормы социальной поддержкиСоциальный гидВакансииИщу работуКурсы, семинарыКомпьютерный ликбезКак приумножить пенсиюВклады и кредитыСоветует юристПравовой каталогРецепт долголетияУход за пожилыми и больнымиОбраз жизни на пенсииЗдоровое питаниеПродуктовая лавкаВам помогутАрхив материаловВидеоархивБезопасностьКлубы общения пожилыхЗнакомстваКультурные анонсыХоббиКонкурсыМои впечатленияДачный сезонПоздравленияПодарки для родителейФизкульт-привет!Спорт-каталогЭкскурсии по Новосибирску и СибириМедицинский туризмФотоальбомОбъявленияСекрет возрастаМужской клубЭкология жизниСкидкиКомандаДокументыПресс-релизыСМИ о насКолонка редактораКонтактыНовости

Podarki1

XII Рождественский фестиваль искусств предложил своим зрителям оригинальную и яркую программу драматических спектаклей.

Организаторы постарались познакомить новосибирцев с современными тенденциями развития театрального искусства, с тем, что называется современным театром. В основном его развитие приходится на Москву и Санкт-Петербург. В то время как столичные театры и многочисленные театральные компании активно экспериментируют и стараются вдохнуть новые смыслы в привычное слово «театр», в Новосибирске смелые эксперименты присутствуют, но скорее как единичное явление.

Обсуждению художественных проектов в пространстве города в рамках Рождественского фестиваля был посвящен «Завтрак в «Победе», когда на площадке, предоставленной кинотеатром, собрались критики, режиссеры, артисты, журналисты и художники, чтобы обсудить новые проекты и их развитие.

Основным действом, о котором шла речь, стали «Разговоры беженцев», который играли в пространстве вокзала Новосибирск-Главный.

Представляя спектакль, театральный критик, член экспертного совета фестивалей «Золотая маска» и «Новосибирский транзит» Оксана Ефременко рассказала о концептуальном содержании и истории создания подобных проектов. О том, что собственно такое - спектакль, вышедший за рамки театрального пространства.

- Сегодня это достаточно известное явление, - подчеркнула она, - спектакли- променады, театр, который проводится в местах, не предназначенных для театра. Театр – променад, прогулка, когда город вовлекается и становится частью театра, любопытное вовлечение горожан в театральность действия.

21vek1

Кто-то связывает это с информативным поворотом, когда искусство перестало быть закрепленной формой и превращается в любопытную акцию. Это новая форма, разговор о новой ментальности, о новом театре 21 века. Театр, который вдруг так сталкивается с жизнью - он куда больше заставляет задуматься о философии собственной жизни. О том, кто ты в искусстве… Зритель не просто воспринимает историю, а становится ее частью.

О создании спектакля и наблюдении за его развитием рассказал доктор искусствоведения, доцент РГИСИ, театровед и театральный продюсер, автор проектов «Маршрут старухи» и «Разговоры беженцев» Константин Учитель. В Санкт-Петербурге этот спектакль идет на Финляндском вокзале, где пассажиров немного и электрички приходят буквально по часам, и это помогает артистам более активно вовлекать окружающих в театральное пространство, что создает свой неповторимый колорит.

Во время «Завтрака» гости «Победы» рассказывали и о других художественных проектах, когда зритель становится участником импровизации, создания художественного пространства, будь то представление при создании граффити на стенах или музейной экскурсии.

21vek3

Насколько это действо является театром и отвечает общественным запросам – судить сложно. Серьёзных исследований не проводилось, но архаичные формы классического театра не всегда устраивают молодых режиссеров и артистов, да и зрителей. И появление новых форм художественного представления стоит рассматривать как еще один вариант развития театра как явления.

Безусловно, существует опасность, что как только подобные художественные представления становятся модой, они тут же обрастают коммерческим содержанием, и от искусства уже мало что остается. Но это проблема не только новых форм представлений. И примером тому – недавнее засилье столичных антрепризных спектаклей.

- Все то же самое происходит и в традиционном театре, - уверен Константин Учитель, - и там есть множество низкокачественных коммерческих проектов, есть плохой и хороший театр, есть плохие и хорошие артисты.

Другое дело, что традиционный театр существует не одну сотню лет и уже сформировался профессиональный ценз, который позволяет отделять профанацию от искусства. Так и в том, что касается новых направлений и акционизма, со временем должна сформироваться компетентная аудитория. И это происходит. Вот, например, в Санкт-Петербурге за счет того, что есть фестиваль «Точка доступа», существует многотысячная аудитория, которая ходит на все эти спектакли и уже может оценивать и понимать. Сформирован свой пул критиков… Все то же самое, что в традиционном театре. Хочется верить, что профессиональный ценз здесь будет сформирован не через 250 лет, как в истории русского традиционного театра, а примерно через одно поколение.

21vek2

На самом деле то, что начинается, всегда очень свежее и интересное. Потом оно достаточно быстро превращается в коммерческое и политическое. Мне кажется, что нет ничего страшного в том, что появляется большое количество профанического акционизма. Театр – это во многом место, где создается новый ритуал. И еще одна задача акционизма - это ритуализация истории и привязка зрителей, пробуждение их эмоциональной памяти. Важно, что акционизм дает колоссальное количество новых идей, и когда театральные мальчики и девочки с этим познакомятся, они могут из этого черпать идеи для традиционного театра. Собственно, в этом, я думаю, его главная задача.

Насколько устойчивой будет эта тенденция, будут ли эти эксперименты способствовать развитию отечественного театрального искусства или останутся лишь пробой пера, судить сложно. Кто-то вовсе не воспринимает это движение как искусство, кто-то наоборот является его апологетом и защитником. Но, как бы то ни было, такое явление в театральной жизни страны существует и у новосибирцев появилась возможность познакомиться с ним.

Евгения Буторина.
Фото автора (2,4) и Виктора Дмитриева (1, 3).

Оставьте свой комментарий

0
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены

Видео-галерея

Клубы по интересам

Школа-студия ...

Школа-студия «Золотые вехи» работает ...

Здравствуй, Старый ...

14 января в клубе «Третий возраст» по ...

Шальное настроение ...

Свое 15-летие клуб-студия «Ярославна» ...

Партнеры