Podarki1

«Ново-Сибирский транзит» - театральный фестиваль, в котором вот уже пятый раз участвуют театральные коллективы сибирских и дальневосточных городов.

Каждый фестивальный год привносит новые сценарные и режиссерские решения, дает новые импульсы и темы. В программе нынешнего фестиваля, пожалуй, впервые довольно широко представлена тема, которой занимаюсь много лет: это история сталинских репрессий.

Репертуар фестиваля представляет зрителям четыре разноплановых спектакля, которые так или иначе раскрывают историю СССР 30-50-х годов, когда, как в ироничной поговорке – «полстраны сидело, а вторая половина ее охраняла»...

Спектакли «Папин след» Северного драматического театра им. М. А. Ульянова из г. Тара Омской области, «Жди меня… и я вернусь» Норильского Заполярного театра драмы, «Я. ДРУГОЙ. ТАКОЙ. СТРАНЫ» Красноярского драматического театра, «Искупление» Омского государственного академического театра драмы отражают советскую историю, когда донести на мать, обвинить соседа или друга в контрреволюционной деятельности, отдать детей в детский дом при живых родителях было если не нормой, то очевидной реальностью.

Лишения, угнетения, убийства одних советских граждан другими…

Как это передать средствами театрального искусства? Нелегкая задача решалась разными изобразительными средствами, но все они вполне подходят под термин «гипертекст». Это не только нелинейная подача сюжета, но и ощущения, когда зритель оставляет в своей памяти, эмоциях, чувствах желание узнать больше о трагической, затронутой в спектакле, теме.

Ключевыми словами - метками моей памяти, оставленными в ходе спектакля «Жди меня...и я вернусь» по пьесе В.Зуева в постановке Анны Бабановой стали Норильлаг, судьба Поэта, Астронома, Дирижера.

nst1

Это реальные, известные своими творениями и открытиями люди и их судьбы связаны со стройкой Норильского горно-металлургического комбината, который работает и сегодня.

Астроном - это Николай Александрович Козырев, арестованный в рамках «Пулковского дела»( 1936-1937 гг.) или дела астрономов за то, что якобы пытался наряду с другими заключенными « устроить диверсию на Солнце и взорвать Луну».

Смешно? Невероятно, но тем, кто был в ГУЛАГе, приходилось и не за такие небылицы отвечать годами заключения…

Другой узник сталинских лагерей, земляк Козырева, ставший впоследствии известным сибирским писателем Юрий Магалиф отразил в своем стихотворении стремление власти контролировать не только всю страну, дела и мысли каждого ее гражданина, но и далекий космос:

«Над плоскими, глухими лагерями
В наручниках болтается луна…»

Сын Анны Ахматовой - Лев Гумилев находился с 1938 года, будучи арестованным в третий раз, в Норильлаге. Его образ также прописан в спектакле в роли Поэта.

Идеи Николая Козырева о зеркалах времени, в которые можно увидеть не только сегодняшнее, но и прошлое с будущим, а также учение Льва Гумилева о пассионарности трудно передаваемы в таком жанре искусства, как театральный спектакль, поэтому режиссер использовал экран с голосовым сопровождением, куда выносились тезисы, формулы, карты...

Эмоциональное воздействие на зрителя усиливалось видеорядом, стирающимися портретами героев спектакля, рисунками бывшей заключенной сталинских лагерей Ефросиньи Керсновской.

Не менее важной была и музыкальная составляющая действа, причем она имела прямое отношение к Норильлагу, где отбывал свое заключение композитор, автор известного пионерского марша «Взвейтесь кострами, синие ночи!», ставший прототипом Дирижера в спектакле - Сергей Федорович Кайдан - Дёшкин.

...Его отправили на расстрел и срочно разыскивали чуть ли не на краю расстрельной ямы, потому как на концерт заключенных должен прибыть важный чин… Едва живой от холода и ужаса, поседевший за одну ночь, Дирижер выполнял свою работу на концерте, чуть держась на ногах: оркестр выводил мелодию его пионерского марша про «эру светлых годов»...

В программу концерта, как оказалось, по недосмотру одного лейтенанта включили строки из поэмы «Мороз-воевода» Н.А.Некрасова:
«Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои,
Построит дворцы ледяные,
Каких не построит народ…»

За эту крамолу, ведь наш народ построит все!, участники концерта были переведены на общие работы, а лейтенант испытал то, что до недавнего времени испытывали зека - побои, несправедливость и унижения. Под лай собак и вой пурги исчез он, как миллионы безвинных осужденных, в судьбе некоторых из них он сначала выполнял роль судьи и палача...

...Дирижер с говорящей фамилией Кайдан (укр. кандалы) вспоминал, как сложилась мелодия марша: она была навеяна музыкальным ритмом из оперы «Фауста» Шарля Гуно…

«Фауст», поэтический язык Гете, с момента создания произведения - язык культуры, а в 1941 стал языком врагов, даже если они - советские граждане- немцы с Поволжья.

История одной семьи поволжских немцев - в центре повествования спектакля «Папин след» по произведению Гуго Вормсбехера «Наш двор» (режиссер - Константин Рехтин).

Детские воспоминания о событиях в далекой Сибири четырехлетнего мальчика по имени Фриц уносят нас в трагические дни, уготованные двумя злодеями - Гитлером и Сталиным - каждой немецкой семье, чьи корни давно уже проросли в русской земле.

В день рождения Гете - 28 августа 1941 года - вышел указ о депортации немцев в Сибирь, на Урал и в Казахстан…

nst18 3

Сарай без мебели и отопления вместо крепкого дома со скотиной и птицей, трудармия для мужчин и женщин вместо привычного труда учителем в школе, оставшиеся на чужбине без присмотра дети, которым так не хватало тепла и заботы родных людей. И все это потому, что среди советских немцев могли быть шпионы.

Этому верили и простые люди - председатель колхоза, повелевший везти по морозу детей в детский дом, и директор этого дома - у меня своих девать некуда, а ты эту немчуру привез! - и мальчишки, копируя взрослых, дразнили и обижали малышей за их язык и родителей.

Из семьи с тремя детьми остался один мальчик Фриц. Его семья стала символом безвинно погибших от холода и лишений репрессированных советских немцев: его папа надорвался от работы в трудармии, его мама умерла от обморожения и последующей гангрены, его сестру загрызли волки по дороге из детского дома, куда их не приняла заведующая, его старший брат не вернулся, отправившись на поиски своих дедушки и бабушки.

Фриц остался на попечении старика Семеновича и его жены и наконец научился говорить по-русски… Но не забыл своей семьи и того следа, который оставил его папа.

И эти люди на фото, чьи лица были вычеркнуты в годы репрессий, не должны быть забыты нами.

nst3

Посмотрите на интерактивную карту ГУЛага https://gulagmap.ru/ , найдите лагерный пункт рядом со своим местом жительства, вспомните невинно погибших и их лица останутся в нашей памяти!

Фестивальная программа продолжается до 1 июня: http://pensioner54.ru/mozaika-zhizni/dosug/kulturnye-anonsy/5317-novo-sibirskij-tranzit-2018

Елена Годунова
Фото  Ольги Плахиной (2),  со спектаклей с сайта фестиваля Ново-Сибирский транзит (1, 3), фото с выставки «Мемориала» (Москва) (4).

Оставьте свой комментарий

0
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены

Видео-галерея

Пенсионерам - скидки

Скидки в ...

Скидки для пенсионеров на услуги парикмахерских и ...

Скидки на оценку ...

Скидки пенсионерам на оценку имущества для ...

Скидки на обувь

Скидки для пенсионеров на обувь.

Партнеры