Podarki1

«Севильский цирюльник» в шестой раз вернулся на сцену Новосибирского театра оперы и балета! 27 и 28 октября состоялась премьера знаменитого произведения Россини в постановке Дмитрия Белянушкина.

Впервые «Севильский цирюльник» появился в репертуаре Большого театра Сибири уже в первом сезоне – в феврале 1946 года, затем были постановки в 1950-м, 1974-м, 1986-м и 2015-м годах. Так что давним зрителям оперного есть с чем сравнивать.

Ну а на мировой сцене комическая опера Джоакино Россини ставилась бесчисленное количество раз и по-прежнему любима и исполнителями и зрителями. Хотя премьера, состоявшаяся 20 февраля 1816 года, закончилась провалом. Исполнитель партии графа Альмавивы забыл взять с собой гитару во время серенады, дон Базилио зацепился за гвоздь и не мог тронуться с места, в довершение всего на сцену выбежала кошка и стала метаться в поисках выхода. Россини пришлось спасаться бегством…

sev18-8 

Сегодняшние зрители наверняка оценили бы эти «случайности» как часть общей буффонады, ведь опера была написана Россини к карнавалу: легкая искрометная музыка, сопровождающая забавные перипетии героев, могла с лихвой окупить все! Что, собственно, и произошло на протяжении двух последних веков шествия оперы по миру.

Новосибирская премьера тоже не обошлась без сюрпризов: вместо кошки на сцену явились собачка и горилла, а хитроумные громоздкие аппараты для лечения пациентов в санатории доктора Бартоло действительно напоминали камеры пыток, однако ж наблюдать за «лечением» было довольно смешно.

 sev18-4

По замыслу режиссера-постановщика Дмитрия Белянушкина (кстати, он победитель самого первого конкурса «НАНО-опера»), действие происходит в Испании, на термальных источниках, в санатории доктора Бартоло – это такая здравница начала ХХ века.

- Главное – зачем гости туда приезжают – не ради того, чтобы погреться в каких-то источниках, или полечиться в уникальных аппаратах начала века, - поясняет режиссер. - А приезжают они для того чтобы вылечить свое сердце, завести роман. И главный виртуоз-врач в этом санатории – Фигаро. Который, как мы все знаем, на все руки мастер, он и врач, и изобретатель этих аппаратов…

sev18 3

Курортная тусовка, постоянно мигрирующая вокруг и внутри двухэтажной стекляшки, создает непрерывную суету. В этом потоке почему-то не сразу удается уловить главную линию сюжета, хотя она хорошо известна. Фигаро (Павел Янковский) действительно мелькает то тут, то там, но чаще всего где-то там, в толпе. И только когда появляется на сцене очаровательная Розина (приглашенная солистка Василиса Бержанская) – все встает на свои места. Она сразу становится центром внимания, к ней тянутся все линии отношений, магия ее невероятного меццо-сопрано делает понятным режиссерский замысел: любовь все определяет!

sev18-9 

И, конечно, без помощи Фигаро нежному и не очень решительному Альмавиве (итальянский тенор Франческо Туппо) сложно было бы освободить красавицу из лап «чудовища» - опекуна доктора Бартоло (Андрей Триллер). Пожалуй, в спектакле это самый великолепный образ, созданный в канонах оперы-буфф – Андрей Триллер ужасающе комичен, но сквозь оболочку гротескного тирана все равно просвечивает любящее сердце. Ну, любит, как умеет, как и многие из нынешних мужчин, считающих даму сердца своей собственностью.

sev18-6

 К музыке Россини и у режиссера, и у дирижера спектакля отношение особое. А премьера подарила еще и встречу со знаменитым пианистом, клавесинистом, концертмейстером и дирижёром Анджело Микеле Эррико

sev18-7

- По части речитативов это у нас, по-моему, самый сумасшедший человек, он сидит вместе с нами, разучивает с певцами, он специалист по барокко… Он для нас открывает двери: иногда начинает играть джаз на клавесине в процессе речитатива, и каждый раз это что-то разное. Речитативы – это всегда самое трудное, потому что там ощущение какой-то сухости, я даже боялся, что они потеряются в нашем огромном театре, но вот сегодня понял, что нет, не теряют своей энергетики, - делится главный дирижер НОВАТа Дмитрий Юровский.

Задача для музыкального руководителя постановки была не из легких –«сделать такого Россини, которого не стыдно было бы показать и в Италии».

sev18-5 

- В моей жизни мне посчастливилось встретить великого музыканта, дирижёра, музыковеда Альберто Дзедда. Именно благодаря ему во второй половине XX века музыкальный мир узнал подлинного Россини, - продолжает Дмитрий Юровский. - И дух авантюризма, который Дзедда в меня вселил, дает о себе знать сегодня. Я когда впервые столкнулся с этой оперой, стал копаться, изучать, где и на чем играли. У нас есть, например, инструмент систр, который мы здесь используем, это египетский инструмент для похоронных процессий. Кроме того, большой барабан у нас играет веником. Настоящим березовым веником! Такая в свое время была традиция. У нас много экспериментов в плане того, что могут сделать струнные. Произведение позволяет артистам импровизировать, создавать атмосферу некоего джазового сейшна. Играем рутинное произведение, но не знаем, каждый раз к чему оно может привести. Это спектакль, я уверен, и через год и через два не потеряет своей свежести.

Следующие спектакли состоятся 16 и 22 ноября.

Светлана Сучкова
Фото Виктора Дмитриева предоставлено театром

Оставьте свой комментарий

0
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены

Видео-галерея

Пенсионерам - скидки

Скидки в музеи

Скидки для пенсионеров в музеи. 

Скидки в театры

Скидки для пенсионеров в новосибирских театрах. ...

Скидки на концерты

Скидки пенсионерам на билеты в Новосибирскую ...

Партнеры

 mtsro