-0.39°C
eye1
23 апреля 2024
«Искусство должно восхищать!»

Знакомство с творчеством Николая Грицюка

9 февраля группе новосибирских блогеров в Художественном музее была представлена новая выставка художника Николая Грицюка, приуроченная к 100-летию со дня его рождения.
1 valy

С творчеством Грицюка до этого, к сожалению, я не была знакома. Поэтому накануне бегло в Википедии прочитала биографию художника и полистала каталоги с самыми знаковыми картинами.  Николая Грицюка разные интернет-издания называют культовой фигурой, «Сибирским мастером», главным символом художественной жизни Новосибирска, основателем новых традиций, таких как «цветопятно», фигуративная живопись, а его работы - классическим образцом изобразительного искусства Сибири, глотком живительного воздуха, опережающие свое время, на которые равняются новые поколения.

2 valy

Заинтригованная прочитанным, стыдясь своей неподготовленности в полной мере, непросвещенности, надеялась получить знания-впечатления, необыкновенные эмоции от предстоящего визуального знакомства.

Нам повезло, экскурсию провёл старший научный сотрудник художественного музея Вячеслав Чимитов – эрудированный, тонкий, увлеченный, с выразительной яркой речью, исследователь творчества Николая Грицюка.

3 valy

На двух этажах выставочных залов музея представлено более 150 графических работ как из фондов музея, так и из собрания семьи художника. Вячеслав провел нас по большинству залов и акцентировал внимание на работах, демонстрирующих особый узнаваемый стиль художника, рассказывающих о разных этапах жизни и творчества художника с 1959 по 1976 годы.

4 valy

Картины на выставке объединены в серии – «Моя Москва», «Переславль-Залесский», «Крым», «Ленинград», «Кузбасс» и «Таллин». Начинается обзор с картин, посвященных Новосибирску с его динамичным ростом, стройками, проспектами, двориками, соседством старых и новых домов.

Из биографии Николая Грицюка
Николай Демьянович Грицюк родился 10 февраля 1922 года в деревне Преображенка Приморской области.

5 valy

В 1937 году семья переехала в Новосибирскую область, на станцию Посевная. Отец – Демьян Кириллович, работал бухгалтером в совхозе, мама – Варвара Ивановна, – учитель начальных классов. В 18 лет в ноябре 1940 года был призван на службу в Красную Армию. После окончания училища связи в звании лейтенанта с 1942 года командиром огневого взвода участвовал в обороне Сталинграда, освобождении Украины, Венгрии, Румынии, Австрии.
После войны получил высшее образование на художественном факультете Московского текстильного института. Эта профессиональная школа во второй половине 1940-х годов сохраняла преемственные связи с эстетическими принципами мастеров «Бубнового валета» (русское творческое объединение раннего авангарда). Исследователи творчества Грицюка отмечают присутствие в его изобразительном языке декоративных черт, выразительных ритмов линий и цветовых пятен, присущих абстрактному колористическому мышлению.
С 1955 года Грицюка принимают без кандидатского срока в члены Союза художников СССР.  С 1964 по1966 гг. – он председатель Правления Новосибирского отделения Союза художников СССР. Был один из создателей картинной галереи в Новосибирске.

За час нашей экскурсии осмыслить полет фантазии автора, сложную философию его работ, импульсивную манеру письма, где-то карикатурность для меня – дилетанта – невозможно. Я хотела увидеть то, что называют высоким искусством, мне хотелось ощутить «глоток живительного воздуха, опережающий свое время, на которые равняются новые поколения». Как у Маяковского о Ленине: «Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше».

Шлейф остался, но не очень светлый. Поэтому хочется погрузиться и самостоятельно домыслить предложенные в картинах образы, порассуждать над замыслами, а может быть и посланиями автора, поискать загадки, тайны, шифры, знаки, намеки. В большом количестве на полотнах картин изображены храмы, колокола, кресты. И это во времена воинствующего атеизма, обострения борьбы с религией!
Период послевоенной истории, в котором творил Грицюк, официально требовал от деятелей искусства объективно отражать социалистическую действительность. Соответственно, советских граждан воспитывали на образцах реализма, объясняли, что такое хорошо, а что такое плохо. Я – продукт такого воспитания. Государство при этом поддерживало и обеспечивало членов союза художников.

Всем известен из публикаций и кинематографа казусный и громкий эпизод на выставке в Манеже художников авангардистов студии «Новая реальность», приуроченной к 30-летию московского отделения Союза художников СССР. 1 декабря 1962 года её посетил такой же дилетант Никита Хрущев, назвав картины авангардистов мазней и более крепкими словами: «… Как вы можете так писать? У вас есть совесть?» … Это событие связывают с завершением оттепели. На целых 12 лет авангардисты ушли в подполье.

Абстракционизм (Лат. abstractus - «отвечённый», беспредметное искусство) – на­прав­ле­ние в искусстве 20 века, в котором вместо изо­бра­же­ния ре­аль­но­сти используется сис­те­ма чис­то фор­маль­ных эле­мен­тов, таких как ли­ния, плос­кость, цве­то­вое пят­но, от­вле­чён­ная кон­фи­гу­ра­ция). Например, «Черный квадрат» Казимира Малевича, 1915 г.

Свои последние работы из разных циклов сам автор называл «композициями», они были далеки от подлинных натурных зарисовок, представляли собой абстрактные образы и цветовые сочетания. Но все-таки такой метод работы, как говорят эксперты, не позволяет отнести произведения Николая Грицюка к абсолютной абстракции, в них, пусть и слабо, но угадываются реальные элементы и объекты.

После смерти художника с 1977 по 2002 гг. прошли 24 персональных выставки Николая Демьяновича Грицюка (не считая Новосибирска). Произведения художника выставлялись в таких городах, как Вена, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Москва, Киев, Таллин, Тарту, Кохтла-Ярве, Томск, Новокузнецк. С 1987 года в Новосибирском художественном музее для зрителей открыт мемориальный зал Николая Грицюка. В собрании музея хранится 77 работ художника из разных серий.

Работы Николая Грицюка также находятся в самых престижных и значимых музеях: Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Национальной Берлинской галерее, музее «Людвига» (Кельн), музее графики «Альбертина» (Вена), а также во многих музеях российских городов, в частных коллекциях нашей страны и за рубежом.

Дорогие друзья! Приглашаю вас познакомиться с работами художника Николая Демьяновича Грицюка, чье творчество не раскрывается с первого знакомства. Его щедрое искусство требует погружения в мир абстракций, мир эмоций, не подчиняющихся общепринятым канонам. 

Выставка будет работать до 27 марта 2022 г. 

Наиболее полное собрание работ Николая Грицюка можно посмотреть на сайте Новосибирского художественного музея 

P.S. Статья была написана, когда я совершенно случайно в телефонном разговоре с подругой узнала о том, что у нее дома висит подлинная картина Николая Грицюка  «Дымковская игрушка» (70х70 см. Гуашь).

6 valy

Архитектор Эмма Михайловна Авксентюк лично знала жудожника. Картина была передана её семье в подарок, но неоднократно участвовала по просьбе Анатолия – сына Николая Грицюка – в новосибирских выставках.

7 valy

Эмма Михайловна, больше эксперт, чем друг Грицюка, оценивает его наследие, как учебное пособие для изучения многослойного изображения мира. Она утверждает, что человек за свою длинную жизнь способен в себе открывать новые грани в оценках произведений искусств.

Наш разговор плавно перешел на тему об искусстве и его целях. «Искусство – это мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. А критерием произведения искусства можно назвать способность вызывать отклик и восхищение у людей. Мастерство достигается трудом и часто с помощью специальных знаний и навыков».

Из Википедии:
Искусство (от церк-слав – искушение, опыт, испытание) – одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Под искусством подразумевают образное осмысление действительности: процесс и итог выражения и внешнего (по отношению к творцу) мира. Следовательно, искусство – творческая деятельность, отражающая интересы не только самого автора, но и других людей. 

Человек через художественное искусство и выражение своих чувств и переживаний способен освобождаться от них. Об этом свойстве искусства говорили еще Фрейд и Юнг. Метод ввёл в употребление художник Адриан Хиллс 1938 года под названием Арт-терапией.

На мой вопрос: — «Как отличить истинное искусство? Всякое ли самовыражение можно считать искусством?» Эмма Михайловна ответила: — «Я так вижу»  – хорошее прикрытие для неумения и невежества».

Предмет искусства остается на века, он рассказывает будущим поколениям о былых мировоззрениях, помогает почувствовать атмосферу времени и традиции. Каждая эпоха вносит изменения в искусство. А человек должен захотеть принять в себя искусство, чтобы оно благотворно повлияло на него, донесло истинный смысл и предназначение.

Мне очень понравилась формула – «искусство должно восхищать!»


Валентина Ладыжец, член клуба «Пенсионеры-онлайн»

Фото предоставлены автором.


Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

activniy gorod
activniy gorod
caritas
fpg
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2
ncvsm
sv-consult-nsk