11.61°C
eye1
9 мая 2024
Леди Макбет нашего времени

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» Николай Лесков написал в 1864 году, определив жанр как очерк. Критики после публикации было много, а гонорар писатель так и не получил.

По мотивам повести Лескова в новосибирском театре «Красный факел» состоялась премьера спектакля в постановке Петра Шерешевского, главного режиссера Московского театра юного зрителя. Режиссер сам пишет пьесы и сценарии к спектаклям, публикуя их под псевдонимом Семен Саксеев.

Написан очерк 160 лет назад. Как изменился человек за это время, изменилась ли его нравственная природа?
– Мы рассматриваем время через время, ситуацию через ситуацию, – так определил режиссер трансформацию действия спектакля в другую временную эпоху.

ledi 1

По Лескову молодая замужняя купчиха Катерина Львовна Измайлова влюбляется в красивого приказчика Сергея. В ходе развития сюжета происходит несколько убийств: Катерина отравляет свёкра, затем вместе с Сергеем убивает своего мужа, а потом душит малолетнего племянника Федю, фактического наследника.
Любовь, страсть, ненависть – что толкает человека к той опасной черте, за которой нет возврата?
Катерина – безусловная злодейка, как считает актриса Юлия Новикова, сыгравшая главную героиню.

А как же «любовь все оправдывает»?
«Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей, она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила».
Что это – чистая биология? Мотивация Катерины – борьба за имущество и любимого человека, который дал ей впервые почувствовать эту самую любовь.

– Мне в детстве всегда нравилось заглядывать в окна, проходя мимо домов, – рассказывает Юлия. – Какая там жизнь? А она везде разная. Возможно ли сейчас такое? Возможно, за стенкой панельки (панельного дома) может происходить все что угодно.
– Все равно она живой человек, и испытывает и страх, и ненависть, как все мы. Только во что это выливается, когда переходит допустимую грань. Катерина Львовна человек, недолюбленный в детстве. И замуж за Зиновия Борисовича она выходила без любви. Холодные глаза без эмоций, небрежно распахнутый халат на протяжении почти всего спектакля, дом, магазин. Тоска и скука.

И вот она открывает этот мир любви и готова ради этого на все.

ledi 2

– Очень интересно наблюдать внутренний процесс героя, – делится своими ощущениями от работы над образом Сергея актер Денис Ганин. – Сергей принимает и оправдывает первое убийство, затем второе. Третье приводит в шок, но он все равно идет за Катериной. Слабый человек, она оказалась сильнее, подавила его. Они оба не могут остановиться.
Это история сегодняшнего дня. История про людей, которые живут рядом с нами. Оглянитесь, как много вокруг негатива. Мы видим криминальные сводки даже по нашему городу.

Когда-то Николай Лесков писал Всеволоду Крестовскому:
«А я вот, когда писал свою «Леди Макбет», то под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом… Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов»

ledi 3

Любовь – это очень сложное понятие, и каждый из нас понимает его по-своему, – режиссер Петр Шерешевский видит «Леди Макбет» как абсолютное зло. – У меня к ней нет жалости совсем. И Лесков не смотрит на нее как на героиню. Все, что она делает, это со скуки. Все это делается из-за денег, а не только из-за любви. Это спектакль про обыденность зла. Деньги действительно очень важная составляющая нашей жизни, и никуда мы от этого не денемся. Но не самая важная. Когда же они встают во главу угла, это уничтожает человеческую природу.

Сергей прагматичный человек, который умеет пользоваться своими мужскими достоинствами. И все. С рефлексией и совестью дело обстоит плохо. Их просто нет. Точка невозврата была пройдена с первым убийством. Зло пожирает само себя.
Важно чтобы зритель ощутил, что это происходит не где-то отвлеченно, а рядом, с его соседями. Я сам являюсь жителем панелек. И я не говорю, что это какие-то «они», я говорю, что это какие-то «мы». Это мир, в котором живет девяносто процентов зрительного зала.
У Лескова это некий отвлеченный Мценск. В моем режиссерском мире это город Новосибирск. Мы даже как вариант планировали назвать спектакль «Леди Макбет с Первомайского района».
ledi 4

Современный текст в спектакле перекликается с оригинальным авторским, постепенно очерк перерождается в трагикомедию.
И вот уже звучит дворовый уровень «Кто написал «Левшу» 6 букв? – Пушкин – Подходит!»

Зажигательные аранжировки песенных хитов, звучащих в спектакле в хоровом «дворовом» исполнении, сделал композитор Ванечка (Оркестр Приватного Танца) – «Желтые тюльпаны», «Всё для тебя», «Шальная императрица». Оригинально звучат придуманные Ванечкой музыкальные инструменты глокеншпиль и утюгон – аналоговый синтезатор из утюгов.
И конечно на протяжении всего спектакля на сцене колоритное трио дворян «Бабки» (актрисы Галина Алехина, Татьяна Классина и Светлана Плотникова) – «мы же во дворе, значит дворяне»!
ledi 5

Юный актер Всеволод Казанцев сыграл в спектакле свою премьерную роль мальчика Феди. Поздравляем с премьерой!

Изменилась ли наша природа за 160 лет? Жив ли внутри нас пресловутый «нравственный закон»?
Заключительная сцена резко обрывает цепочку преступлений. Темный двор. Темный дом. Закрытые окна. И голос Катерины за кадром.
«Как мы с тобой погуливали, осенние долги ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали…»
Возмездие… Будет ли оно? Возмездие должно наступить…

Спектакль 18+. И вероятно не все зрители примут такую современную трактовку лесковского текста, панельную конструкцию действия и мышления, неожиданную заключительную сцену. Будут споры, будет принятие-непринятие. Только равнодушия не должно быть. Очень важные нравственные вопросы затронуты, которые касаются каждого из нас.
Постановщики
Режиссер – Петр Шерешевский
Художник – Фемистокл Атмадзас
Художник по костюмам – Ольга Атмадзас
Композитор – Ванечка (Оркестр Приватного Танца)
Саунд-дизайн – Максим Мисютин
Художник по свету – Стас Свистунович
Помощник режиссера – Мария Кремлева, Михаил Емельяненко

Действующие лица и исполнители
Катерина – Юлия Новикова
Сергей – Денис Ганин
Бабка 1 – Галина Алехина, Бабка 2 – Светлана Плотникова, Бабка 3 – Татьяна Классина
Лямина – Наталья Резник
Борис Тимофеевич – Сергей Новиков
Зиновий Борисович – Олег Майборода
Полицейский 1 – Юрий Дроздов, Полицейский 2 – Андрей Яковлев
Аксинья – Елена Жданова
Продавец – Камиль Кунгуров
Федя – Всеволод Казанцев (Студия творческого развития «Жить на Севере...»)
Музыканты – Максим Мисютин, Денис Франк, Екатерина Макарова, Александр Жуликов

Билеты на спектакль можно приобрести на сайте театра https://red-torch.ru/

Ольга Вьюнова, корреспондент pensioner54.ru
Фото превью, 3, 5 – Виктор Дмитриев
Фото 1, 2, 4 – Василий Вагин


Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

activniy gorod
activniy gorod
caritas
fpg
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2
ncvsm
sv-consult-nsk