Любовь и обман, ревность, месть и трагическая развязка – страсти накалены до предела.
Зритель как будто втягивается в действие: рядом по залу проходят актеры, можно увидеть их глаза и почувствовать энергетику. Нет привычного для театральных сцен занавеса, зрительный зал как продолжение сцены.
Завершение 79-й оперного сезона в НОВАТе – премьера «Риголетто» Джузеппе Верди. В основе сюжета драма Виктора Гюго «Король забавляется». Это уже четвертая постановка оперы на новосибирской сцене. Первая состоялась в далеком 1948 году.
Классика в прекрасном классическом исполнении без современных штрихов. Каждый раз меня удивляет талант постановщиков, как на такой небольшой для оперных спектаклей Малой сцене, или Камерной как ее называет Вячеслав Стародубцев, так органично «упакован» оперный спектакль. Ведь еще и оркестр размещен здесь, и это очень удачное решение. Но и непростое для вокалистов, когда они не видят дирижера, не видят взмаха дирижерской палочки. Шикарные голоса окружены красивейшей музыкой.
Действие происходит в Мантуе в XVI веке. Граф Монтероне проклинает Герцога Мантуанского за то, что тот соблазнил его дочь. Проклятие падает и на шута Риголетто, который публично осмеял старика. Проклятье не дает покоя, шут тревожится за судьбу любимой дочери Джильды и запрещает ей выходить из дома. Но по воле судьбы дочь влюбляется именно в Герцога Мантуанского. Риголетто приводит дочь в таверну показать, как тот развлекается с другой. Джильда в отчаянии. Риголетто обещая отомстить, договаривается с наемным убийцей Спарафучиле. Но его обманывают. В ночи раздается веселый голос Герцога… Джильда принесла себя в жертву любви. «Вот проклятье старца!»
Исполняется опера на языке оригинала с субтитрами.
Риголетто ‒ Алексей Зеленков – выше всяких похвал. И фактурно, и по голосу, и по эмоциям. Алексей выпускник Новосибирской консерватории.
Очаровательная Джильда ‒ Диана Белозор, избалованный женским вниманием Герцог Мантуанский ‒ Константин Захаров, бандит Спарафучиле ‒ Андрей Триллер, Маддалена ‒ Алена Михаевич, звездный состав театра. Все актеры не просто пропевают оперные партии, они эмоционально проживают их. Ни одной статичной сцены, все в динамике. Благодаря замечательной акустике Камерного зала каждый звук, каждое слово понятно зрителю.
– Сегодня самый большой авангард, самое большое новаторство – это классика. Мы стремились раскодировать каждую ноту. Великий Верди был бы счастлив видеть такой звездный состав исполнителей и такой фантастический оркестр. «Риголетто» для меня по тонкости игры и драматическому наполнению очень камерная. Здесь нужна подробнейшая тонкость подачи слова и музыкальной интонации. И наша Камерная сцена – она действительно фантастическая. Где еще можно так близко увидеть все нюансы настоящей оперы. Это класс мирового уровня. Уровень актерского проживания не просто уникальный, он высочайший в России, – так оценивает результат режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России, главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев.
Популярную Песенку Герцога «Сердце красавиц склонно к измене» ("La donna e mobile") знают все, даже порой не сопоставляя, что это ария из классической оперы XIX века. Красивейшая колоратурная ария Джильды «В храм я вошла смиренно» («Tutte le feste al tempio») одна из любимых арий.
– «Риголетто» – это не просто камерная история, это настоящая большая опера. Ее надо не только спеть, ее надо сыграть – уверен главный дирижер и музыкальный руководитель театра Михаил Татарников. – Мы старались избавиться от многолетнего слоя штампов исполнения.
– Если ты хорошо поешь, ты еще должен быть в гармонии с дирижером. Энергетика от оперы мощная, планка мы задаем высокую, – согласен и Алексей Зеленков.
Декорации спектакля нарочито неяркие, очень органичны для Малой сцены.
Непросто в маленьком пространстве создать ощущение перспективы. Все действие стремится в одну точку, все в ней завихряется.
– Закрутить архитектуру в вихрь эмоций была задача графического решения действия. Воздушные декорации-арки создают ощущение перспективы. Осколки действия собираются в пазл. Появилось даже такое словосочетание «Архитектурный вальс» – рассказывает художник-сценограф Тимур Гуляев. – Мы беремся за классику и вытаскиваем из нее все что можно.
Костюмы хочется рассматривать и рассматривать. Много ручной работы, много сложных деталей и сложного кроя, очень театральные.
– Мы с режиссером определились на стилистике неоклассики. Костюмы должны быть еще и удобными для вокалистов. Мы в XXI веке в новом прочтении преподносим ренессанс, – автор костюмов Сергей Пугачев, арт-директор и художник по костюмам Театра кукол им. С.В. Образцова доволен результатом созданных образов.
Артисты меманса как всегда достойно обыгрывают все площадки зала, обрамляя атмосферу спектакля в целом.
Пазл сложился! Браво!!!
Следующие показы спектакля состоятся в новом 80-м юбилейном сезоне.
Сайт театра https://novat.ru/theatre/theatre/
Ольга Вьюнова
Фото – Алексей Цилер