Сплетни на века: почему «Школа злословия» в «Красном факеле» смотрится на одном дыхании
Почему современный зритель с интересом смотрит пьесы, написанные несколько веков назад?
Несмотря на смену эпох и форм, человеческие страсти, пороки и дилеммы остаются неизменными. Время действия уходит на второй план — главное — актуальность проблемы. Именно это и доказывает спектакль «Школа злословия» по комедии Ричарда Бринсли Шеридана, поставленный петербургским режиссёром Романом Кочержевским в новосибирском театре «Красный факел».

Можем ли мы посплетничать?
Втягиваясь в любой разговор, мы почти неизбежно начинаем обсуждать кого-то: соседей, коллег, знаменитостей… Раньше сплетни были искусством — их выговаривали с изяществом, наслаждаясь самим процессом. Сегодня всё проще: анонимность соцсетей позволяет клеветать, не показывая лица. Природа человека не изменилась — изменилась лишь скорость распространения лжи.
Где я не лгу, где я настоящий – где грань, за которой я не способен продать другого? – вопрос, который задает режиссер. И на который зритель ищет ответ, посмотрев спектакль.
Леди Снируэл, чей салон — это «Школа злословия», откровенна в своей мести миру: будучи опороченной, она находит наслаждение в том, чтобы низводить других. Её жертвой становится молодая провинциалка леди Тизл, приехавшая в Лондон. Став женой сэра Питера Тизла, с головой окунувшаяся в мир светских интриг, вскоре сама оказывается в их паутине и становится жертвой интриг.

Режиссер находит кдачные ходы. Благостный хор, прекрасно исполняющий старинную английскую музыку с такой чистотой и благостностью, что контраст с царящей вокруг клеветой становится почти болезненным. Этот многоголосый хор словно напоминает о том, что когда-то все мы были детьми — искренними, открытыми, не знающими зла.
Атмосферу довершают неоновая подсветка, игра света и тени, видеопроекции с газетными сплетнями. Участники «Школы» помещены в окна-фреймы, словно в интернет-конференции или ток-шоу, где они решают чужие судьбы, порой до абсурда. Шуршание желтой прессы и анонимные пересуды — вот фон, на котором, как чудо, зарождается настоящая любовь.
Та самая, настоящая, которая не боится правды и не нуждается в масках. В этом клубке сплетен любовь крепнет, проходя через тернии, и побеждает.
Может быть, это главное?

Спектакль динамичен, ритмичен, полон изящного юмора и язвительных диалогов, которые вызывают не просто улыбку, а искренний смех. И вновь убеждаешься: как гениально прозорливы были классики. «Школа злословия» звучит почти как предостережение: задумайтесь, прежде чем говорить.
Проходят века, а человеческие пороки — те же. И, к сожалению, ответов на главные вопросы всё ещё нет.
- Режиссер: Роман Кочержевский
- Художник: Анвар Гумаров
- Художник по костюмам: Елена Жукова
- Художник по свету: Константин Бинкин
- Видеохудожник: Игорь Домашкевич
- Композитор: Олег Гудачев
- Помощники режиссера: Наталья Ярушкина, Михаил Емельяненко
Билеты на спектакль можно приобрести на сайте театра red-torch.ru
Ольга Вьюнова
Фото с сайта театра
Что еще почитать
Новые статьи
Все о пенсиях