Как мало на свете стариков, владеющих искусством быть стариками! Ф. Ларошфуко

Podarki1

80-летний новосибирский автопутешественник, фотограф Арнольд Казимирович Григорьев побывал во многих странах, а Европу изъездил вдоль и поперек.

Бытует мнение, что путешествия - это удел молодых. Во всяком случае, в нашей стране. Это в «европах-америках» по городам и весям разъезжают пенсионеры. А нашим такая роскошь вроде бы недоступна. Но если есть огромное желание, то все достижимо. И можно ведь путешествовать необязательно за границу, но и по своей стране – она такая красивая!

Впрочем, и зарубежный отдых не так уж недоступен. Все знают, что есть бюджетные направления, куда можно отправиться через турфирмы. Но есть и еще один способ путешествовать – поехать самостоятельно, в том числе, на своем автомобиле. Однако чтобы путешествовать самостоятельно, нужно иметь определенный, не побоюсь этого слова, авантюрный склад характера; знание хотя бы одного иностранного языка, некоторые сведения о стране посещения и умение находить выход в экстремальных ситуациях. Полагаться придется только на себя.

Если такие смельчаки среди наших читателей есть, а мы в этом не сомневаемся, то хотим предложить вам советы бывалого автопутешественника из Новосибирска, известного фотохудожника, чьи работы публикуются в разных изданиях, в том числе в журнале «GEO», и просто очень интересного человека, Арнольда Казимировича Григорьева. Автопутешественник-фотограф побывал во многих странах, а Европу так изъездил вдоль и поперек. Мне повезло, что удалось застать на месте моего 80-летнего собеседника, ведь через пару недель, в середине октября, он собирается в очередное путешествие, как всегда, вместе со своей супругой. Мы пообщались с Арнольдом Казимировичем на встрече в «Клубе независимых путешественников», где он делился своими практическими знаниями, приобретенными за многие годы автопутешествий по Европе.

Итак, слово Арнольду Григорьеву.

«Когда я был помоложе, любил активные походы. Исходил весь Алтай, путешествовал по Сахалину, бывал в других удивительных местах, никогда при этом не выпуская из рук фотокамеру. С возрастом активным туризмом заниматься стало труднее. И я пересел на автомобиль - просто потому, что плохо хожу. Автопутешественником я стал, когда перестройка еще не закончилась. Нас тогда в Европе принимали с любопытством, относились с интересом, как к инопланетянам, но благожелательно. Потом появились «малиновые пиджаки» и кресты по пять кг. Отношение поменялось - «пиджаки» испортили репутацию. Прошло еще несколько лет. За границу уехало много достойных людей – музыкантов, художников, писателей, в том числе из Новосибирска. И к нам вернулось то отношение, которое, по моему мнению, было в царское время. Европейцы всегда признавали, что русская культура – это интернациональное достояние, и оно дорогого стоит.

В автомобильном виде туризма я открыл для себя много положительного. Я понял, что путешествие на машине позволяет решить множество проблем. Правда, при условии, что у вас есть помощник – хороший навигатор последнего поколения с закачанными туда адекватными картами. Навигаторы появились недавно, а до этого я пользовался СД-дисками, на которые записывал всю информацию о гостиницах, кемпингах, дорогах и о том, как добраться в тот или иной пункт. Спрашивать о маршрутах или нахождении того же кемпинга у кого-то по дороге бесполезно.

Наверняка и в Новосибирске есть такие места для остановок, но спросите меня, где – я вам ничего не отвечу. Так же и в Европе – люди навряд ли интересуются местоположением кемпингов. Когда вы долгое время за рулем, и сумерки, как всегда, наступают неожиданно, а вы устали, и очень хотите спать, не самое удобное время метаться в поисках ночлега. Это должно быть известно заранее.

Хочу сказать, что те, кто выбирает кемпинг, должны иметь с собой спальник, палатку, надувной матрас, газовую горелку, какие-то продукты. Туда утром привозят только молоко и очень вкусные хлебцы.

Мой маршрут из Новосибирска до Бреста занимает «туда» 4 суток, и «обратно» - 4,5-5 суток. Тут роль играет смена часовых поясов. Я никогда не езжу в темное время суток и вам не советую. Особенно опасно ехать ночью, когда по трассам идут фуры, сбиваясь в «волчьи стаи» по 15-20 машин: объехать их невозможно ни при каких условиях, даже на скоростном транспорте.

Путешествовать на автомобиле намного дешевле, чем каким-либо иным способом (у меня на 45-50 дней уходит 1,-2 тысячи евро), да и во время таких автопоездок нет никаких «дорожных» ограничений. Вы абсолютно свободны в выборе направлений и остановок для отдыха и экскурсий. Можно, конечно, взять автомобиль напрокат в стране, куда вы прибываете, но там вам тоже могут предъявить какие-то ограничения. Да и дорого это.

Надо сказать, что проезд по всей Европе, за исключением Германии, по автобанам платный. Это очень разорительно. Если ты съезжаешь с автобана, то все, что заплатил за километраж, обнуляется, и надо платить снова. Некоторые гостиницы в Европе очень хитро вынесены в зону съезда: они находятся в 50-70 метрах от автобана. То есть, съехал, чтобы переночевать, и все деньги, проплаченные за километраж, «съедаются».

Боюсь, что Меркель, с ее новым избранием на пост канцлера отменит бесплатные автобаны в Германии и тоже начнет собирать налоги. Из европейских стран Германия – страна с самыми лучшими автобанами. На них, кстати, очень удобно размещается дорожная информация. Замечательно организована и работа дорожного радио. Во время поездки звучит классическая или эстрадная музыка, но как только случается какое-то происшествие, тут же раздается сигнал тревоги и идет сообщение, что на таком-то участке произошла авария.

А вообще, самые плохие европейские дороги лучше наших хороших. Удивительно, что на них не видно никакой полиции. Можно долго ехать и никого не встретить. Но лишь стоит чему-нибудь случиться, как полицейский тут же, словно чертик из табакерки, выскакивает непонятно откуда. Если вас вдруг остановила полиция – она не по делу не останавливает, – то перечить людям в форме не надо, а стоит смиренно слушать их, кивать головой, соглашаясь. Иначе, при малейшем неповиновении вы тут же попадете в участок. А это уже другая история.

В Европе очень сложно парковаться. Об этом тоже надо помнить. У самих европейцев, при их узких улочках и нехватке места в крохотных странах, парковка «оттачивается» с младых ногтей.

Если соберетесь посмотреть Европу, то не стоит пренебрегать провинциями. Немецкая провинция, к примеру, – это нечто удивительное с их ухоженными маленькими городками, где благоденствуют пенсионеры, не утратившие интереса к жизни. Причем, в отличие от нас, особенно активны там почему-то дедушки. Немецкие пожилые люди заняты тем, что возрождают интерес к истории своей страны, к средневековым обычаям. Они общаются с учеными, чтобы узнать в каких костюмах ходили их предки в 15-16 веках, какая была детская одежда, а потом шьют, и проводят в таких костюмах красивые празднества. Такие мероприятия стоит посетить обязательно. Их, кстати, включают и в путеводители.

Очень дорогое посещение в Европе музеев. Особенно в Париже. Там есть очень хитрая и совершенно бесполезная услуга: билет на посещение всех музеев в течение одного дня. Вдумайтесь только, кому это под силу? Так что не стоит покупаться на такие предложения

А вообще мой вам совет – прежде чем ехать за границу, изучите свою страну, поездите по ней. Она того стоит. Тем более, что у сибиряков в шаговой доступности такое сокровище как Алтай.

Ольга Стрикун, фото автора (1), из сети Интернет (2).

Оставьте свой комментарий

0
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены

Галерея

Хобби

О Сибири - с любовью

Щедра и богата земля Болотнинская талантливыми ...

Петровы байки

Житель посёлка Коб-Кордон Северного района Петр ...

Архангельские ...

Фольклорный театр поморской культуры ...

Партнеры

msrnso99 Школы третьего возрастаfondrodina