С 21 января 2024 года срок отказа от дополнительных продуктов увеличился с 14 до 30 дней.
Закон предусматривает, что «период охлаждения» распространяется на все товары, работы и услуги, которые кредитор оформил вместе с кредитом или займом.
Речь идет не только о страховках, но и о любых других дополнительных сервисах — подписках на онлайн-кинотеатры, СМС-информировании, юридических или медицинских консультациях и т.п. При этом кредитор обязан на следующий день после сделки уведомлять клиента о всех дополнительных услугах, проданных вместе с кредитом, а также о праве их отменить и вернуть деньги. Кроме того, в этом уведомлении должно быть указано, как отказ от услуги повлияет на процент по кредиту.
«По сути «период охлаждения» дает человеку возможность передумать. Услуга, которая на первый взгляд была интересной и нужной, при детальном изучении условий может оказаться бесполезной или лишней. Еще хуже, если человек узнает о ней уже после того, как стал ее обладателем. Например, при дистанционном оформлении кредита была заранее проставлена «галочка» на согласие купить страховку или подключить какую-то услугу. Такая практика незаконна, о ней нужно сообщать через интернет-приемную Банка России на официальном сайте», — отметила первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.
Чтобы вернуть деньги за ненужные сервисы, необходимо обратиться к партнеру кредитора, чьи услуги он оформил вместе с кредитом или займом. Например, если человеку подключили телемедицину, то обратиться за возвратом нужно в соответствующую медицинскую организацию. В течение семи рабочих дней после получения заявления компания обязана вернуть деньги. Если этого не произошло или же не удалось связаться с организацией по указанным в договоре контактам, то вернуть деньги должен сам кредитор. Направить заявление в банк или МФО об отключении сервисов нужно не ранее чем через 30 дней, но не позднее 180 дней со дня обращения за возвратом денег к поставщику услуги. Деньги должны вернуть в течение семи рабочих дней.
Для справки:
За 2023 год жители Новосибирской области направили в Банк России 133 жалобы на навязывание в банках и 69 — в микрофинансовых организациях. В 2022 году таких жалоб было 159 и 91 соответственно.
Чаще всего с навязыванием новосибирцы сталкивались при оформлении потребительских кредитов, хотя количество таких жалоб снизилось. Однако выросло число обращений, в которых люди рассказывали о случаях навязывания при оформлении ипотеки.
Сибирское ГУ Банка России