Podarki1

Как ухаживать за больным и сохранить собственное здоровье?

 Уход за лежачим больным – это тяжелый физический труд, который со временем становится обременительным. Огромное значение играет психологический фактор. Он не так сразу заметен, как вид больного, стоны, запахи и прочее, но именно он влияет на самочувствие ухаживающего: начинаются функциональные расстройства, появляется сердечная аритмия, поднимается давление, беспричинная раздражительность, повышенная утомляемость, утрата способности радоваться.

Ухаживающий считает это естественным и неизбежным, но как ни странно и как ни обидно для него – он неправ. Ухаживающий неправ потому, что внутренне подчинился болезни близкого человека – вместо того, чтобы ее подчинить себе. Он должен постараться морально и психологически от болезни не зависеть и передать свое здоровое психологическое состояние больному. Ибо больной угнетен больше опекуна.

Ни в коем случае не подавайте виду, не позволяйте опекаемому почувствовать, насколько уход за ним для вас тяжел. Больной все равно ничего не может изменить, никак не может вам помочь. Но понимание того, что легло на ваши плечи, при невозможности самому что-то сделать для облегчения, будет мучить его. И разовьется чувство вины и процесс выздоровления от этого не ускорится. 

Запаситесь терпением слушать!
Самая простая форма психотерапевтической помощи – это выслушать больного. Выслушать внимательно. Сочувственно покивать. Согласиться с больным.
В таких беседах страдающий лечится сам. И хотя роль собеседника пассивна и нуждающийся в исцелении получает это исцеление собственными усилиями, без собеседника ничего не получится. Нужен кто-то, кто будет слушать.

Тяжелая мысль, которая гложет, терзает, угнетает – теряет свою негативную силу, будучи высказанной вслух. Больной получает облегчение благодаря уже только тому, что его страдания нашли словесное выражение. Это физиология организма. И это – первая польза от разговоров с больным.
Вторая состоит в том, что рассказывая о своих печалях, он переоценивает неприятные факты – разумеется, в сторону более спокойного к ним отношения. Это заметно снизит общий угнетенно-тревожный фон состояния больного и, безусловно, будет работать на его выздоровление.

Даже если он не может выздороветь (паралич до конца дней), он все равно почувствует себя веселее, и, вследствие этого, станет легче вам.
Внимательное выслушивание больного, понимание его жалоб, т.е. поддерживающая психотерапия, или лечение хорошим контактом – это основа основ в уходе за больным.

Следует учесть, что больной в разговоре должен не ограничиваться ответами типа «да» или «нет», а иметь возможность рассказать подробно обо всём, что его волнует и интересует. 

Чем отвлечь от тяжких дум

Надо продумать также и отвлекающий аспект. Такие средства, как книги, газеты, журналы, аудиозаписи, радио, телевидение, разгадывание кроссвордов могут увлечь и заинтересовать больного человека, а мысли его при этом отвлекутся от болезни.
Если лежачий больной может делать телефонные звонки, то он может создать что-то вроде клуба тяжелобольных: обмениваться рецептами, информацией о новых лекарствах и о новых (совершающих чудеса) врачах.

А бывает так, что и без слов доверие больного к вам помогает ему. Просто сидеть рядом, держаться за руку, просить больного длительно смотреть вам в глаза.

У пожилых и старых людей одной из причин искаженного общения являются трудности восприятия и осмысления полученной информации, их обостренная чувствительность к поведению и отношению к ним собеседника, пониженный слух.

Зачастую они не только трактуют ошибочно смысл чужих высказываний, но нередко приписывают собеседникам намерения, которых те не имели. В таком случае, чтобы убедиться, что информация понята правильно, нужно повторить ее, возможно, записать или попросить пожилого человека повторить ее и не сердиться, если он переспрашивает по нескольку раз, а наоборот, поощрять его вопросы. 

НЕ давайте советы, когда о них не просят

К тому же собеседники могут быть заняты своими мыслями и делами, и не столько слушают, сколько ждут, когда можно высказаться самому.

Чтобы избежать взаимного непонимания, необходимо позаботиться о том, чтобы быть услышанным, чтобы собеседник правильно понял ваши слова.

Навязывание советов и своих взглядов с вашей стороны порождает отрицательное отношение пожилого человека, воспринимается им как посягательство на личную свободу и независимость, вызывает резкое сопротивление. Поэтому давать советы нужно тогда, когда об этом попросят, когда расположены их выслушать и лучше в косвенной форме. 

В помощь рекомендуем выполнять следующие правила:

• Межличностные взаимоотношения при домашнем уходе должны быть такими, чтобы были возможны личные встречи, беседы, обмен мнениями.

• Предлагайте оказывать вам посильную помощь. Это способствует укреплению силы воли к жизни, активизации сил.

• Нельзя требовать безусловного послушания лежачего больного, нагружать его своими трудностями.

• Воспринимайте больного серьезно.

• Будьте авторитетом для близкого больного (от крика рождается страх, от повышенного тона – нелюбовь) и только негромкий уверенный голос, выдержанность в словах и поведении дадут возможность думать о вас с уважением и создадут вокруг вас ауру авторитетности.

• Разговаривайте как со здоровым человеком.

• Не разговаривайте с ним пренебрежительным тоном и не «сюсюкайте».

• Сохраняйте спокойствие, оставайтесь с ним рядом, говорите то, что сами хотели бы услышать, будь вы на его месте.

• Если не поняли больного, не делайте вид, что поняли (попросите повторить или вернуться к разговору позднее).

• Одобряйте больного дружеским, участливым словом, не допускайте в разговорах с ним болезненных для него тем.

Понимать происходящие в человеке изменения важно для того, чтобы сохранять позитивное отношение к нему. Существенным является понимание того факта, что своим конфликтным поведением пожилой человек дает понять окружающим, что ему плохо, не все его потребности удовлетворены. Поэтому не следует его за это поведение осуждать, а необходимо помочь избавиться от трудностей и приобрести душевный покой.

Опекуны делают самое большое дело и работу при уходе. Поднимая настроение больного, вселяя уверенность в выздоровлении, помогая больному мобилизовать внутренние силы организма, увеличивается и успех в лечении!

Старинная пословица гласит: «Лечит врач – вылечивает ухаживающий».Узнать больше вы можете, обратившись к медицинской сестре «Патронажной службы» Каритас!

Тел: 317 65 65, 8 923 150 15 04

Ольга Кривенькая,
медсестра «Патронажной службы» Каритас

Оставьте свой комментарий

0
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены

Видео-галерея

Пенсионерам - скидки

Скидки на ремонт ...

Скидки для пенсионеров на ремонт квартир.

Стоматологическая ...

  Наша клиника оказывает услуги по ...

Скидки в ...

Скидки для пенсионеров на услуги парикмахерских и ...

Партнеры

 mtsro