10 апреля 2018. Премьера оперы «Франческа да Римини» Сергея Рахманинова в Зале имени Исидора Зака НОВАТа (Красный проспект, 36).
Начало в 19.00.
Впервые в Новосибирске. 145-летию со дня рождения Сергея Рахманинова.
История Франчески да Римини – вечный сюжет, вдохновившлявший творцов разных эпох и стран, печальная и прекрасная повесть о любви, которая жива даже за адскими вратами. Первым к трагической любовной истории обратился Данте в Пятой песне «Божественной комедии». Когда поэт, сопровождаемый тенью Вергилия, спускается в ад, в круге втором, где в адском вихре несутся души, наказанные за прелюбодеяние, он слышит от самой Франчески рассказ об их любви с Паоло. Либретто к опере Рахманинова на этот сюжет сочинил Модест Мусоргский.
Премьера первой постановки оперы Сергея Рахманинова «Франческа да Римини» состоялась в Москве, в Большом театре, 11 января 1906 г., под управлением автора (в один вечер с оперой Рахманинова «Скупой рыцарь»).
Режиссёр-постановщик нового спектакля НОВАТа Вячеслав Стародубцев отмечает: «Рахманиновская «Франческа да Римини» – невероятное по силе эмоционального воздействия сочинение, неисчерпаемое в своей музыкальной глубине. И в нашем спектакле мы следуем за музыкой Рахманинова. Драматическая мощь этого сочинения предполагает, что это будет высокая трагедия. Поэтому мне совершенно логичным представляется и хор, как действующее лицо – в традициях античного театра, и римские театральные маски».
Над новым спектаклем работает творческая команда, уже знакомая зрителям НОВАТа по нескольким оперным постановкам: художник-постановщик Жанна Усачёва, режиссёр по пластике Сергей Захарин и художник по свету Сергей Скорнецкий. Музыкальным руководителем постановки впервые в НОВАТе выступит Ара Карапетян.
Визуально спектакль решён в стилистике гравюр Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Поэтому художник Жанна Усачёва предложила лаконичное колористическое решение спектакля и костюмы, отсылающие к эпохе высокого возрождения. Сценическое пространство по замыслу постановщиков стилизовано под рыцарский зал.
Режиссёр Вячеслав Стародубцев считает, что концертный зал НОВАТа сам по себе располагает к уникальным сценическим решениям и преодолению жанровых границ. По режиссёрскому замыслу соединительной тканью спектакля должен стать пластический рисунок, а сам спектакль – гармоничным слиянием вокала и хореографии. Поэтому в работе над постановкой «Франчески да Римини» занят хореограф, режиссёр по пластике Сергей Захарин.
«В гравюрах Гюстава Доре, от которых отталкиваются постановщики, уже есть движение, динамика, и это очень гармонирует с музыкальным текстом Рахманинова. Кроме того, в опере есть большие экспрессивные, музыкальные фрагменты, в которых певцы не участвуют, – рассказывает Сергей Захарин. – Мы хотели не просто заполнить эти эпизоды драматической игрой, а поэтизировать сценическое действие, добавив тонкие хореографические штрихи. Это не хореография – это пластическое выражение отношений, движений человеческой души, поэзия тела».
Действующие лица и исполнители: Франческа – София Бачаева, Анна Даттай, Ирина Новикова; Паоло – Сергей Кузьмин, Владимир Кучин; Ланчотто Малатеста – Алексей Зеленков, Валерий Гордеев; Тень Вергилия – Максим Головачев, Гурий Гурьев, Данте – Юрий Комов, Кирилл Нифонтов.
Телефон для справок: (383) 222-04-01
Источник и фото: пресс-служба НОВАТа