9.61°C
eye1
6 мая 2024
Премьера спектакля «Леди Макбет Мценского уезда»

16 и 17 марта на Большой сцене «Красного факела» пройдут премьерные показы спектакля «Леди Макбет Мценского уезда».

К очерку Николая Лескова театр обращается впервые. Новую жизнь в известный литературный сюжет вдохнут драматург Семен Саксеев и режиссер Петр Шерешевский. Визуальные миры спектакля сочинят художники Фемистокл и Ольга Атмадзас, световое оформление выполнит Стас Свистунович, а музыкальный образ спектакля создадут композитор Ванечка (Оркестр Приватного Танца) и саунд-дизайнер Максим Мисютин.

Если в повести Николая Лескова героиня томилась в купеческом доме, то в сценической версии Петра Шерешевского Катерина Измайлова выросла в провинциальных районах-кварталах и только после замужества переехала в город-миллионник. Правда, вокруг мало что изменилось – те же дворы, те же панельки, те же серые пейзажи. Через текст Лескова, написанный 160 лет назад, создатели спектакля исследуют сознание современного человека и ответят на вопросы: изменилась ли наша природа? Стали ли мы цивилизованнее? Насколько тонка грань, отделяющая нас от преступления? Жив ли пресловутый «нравственный закон внутри нас»?

Ненависть, любовь, равнодушие, страсть – что подталкивает людей к опасной черте, за которой только тьма? Катерина Львовна вышла замуж за состоятельного предпринимателя Измайлова по расчету. И тихо маялась бы от скуки дальше, если б не появился в ее жизни Сергей, согласный без устали на руках носить и в уста сахарные целовать. И готова теперь Катерина Львовна за Сергея «в огонь, в воду, в темницу и на крест». В борьбе за свое счастье и вполне материальные желания возлюбленного ее не остановят человеческие жертвы. Остросюжетный очерк Николая Лескова обращает нас к бытовым злодеяниям, которые и сегодня могут скрываться за окнами «панелек на районе».

«Лесков очень хитро переплетает этакую сказовость, сказочность языка, которым он ведет рассказ, с абсолютно холодным злом, расчетливостью и полным отсутствием моральных ориентиров у героев этой истории, — рассказывает режиссер спектакля «Леди Макбет Мценского езда» Петр Шерешевский. — От этого еще страшнее в этой сказочке. Мне хотелось именно этот страшный диссонанс сохранить. Перенося историю в сегодняшний день, сохранить этакую блестящую конфетную обертку. А внутри еще выпуклее на контрасте банальное, безэмоциональное зло. Вообще мы рассказываем о банальности зла, о его обыденности. О том, что в сегодняшнем мире, кажется, никакую грань и не переступают, а убивают так же просто и обыденно, как зубы чистят. И это может происходить рядом, за стенкой, почти на наших глазах, мы и не заметим. Или не хотим замечать. Нам проще прикрыть глаза, чтобы не брать на себя моральную ответственность».

О повести:
Повесть «Леди Макбет Мценского уезда», атрибутированная Николаем Лесковым как очерк, написана в 1864 году. Над произведением писатель работал, гостя у брата в квартире при Киевском университете. Писал по ночам, запираясь в комнате студенческого карцера, а позднее вспоминал: «А я вот, когда писал свою “Леди Макбет”, то под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжёлые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».

«Леди Макбет Мценского уезда» должна была открыть серию очерков, посвященных «типическим женским характерам нашей (окской и частию волжской) местности». Всего Лесков планировал написать двенадцать произведений о представительницах разных сословий. Историю купчихи предполагалось продолжить сюжетами из жизни дворянки, старосветской помещицы, крестьянской раскольницы, повитухи и т.д. Цикл не был воплощен, а очерк под заглавием «Леди Макбет нашего уезда» впервые увидел свет в 1865 году на страницах журнала «Эпоха». Произведение, подписанное псевдонимом М. Стебницкий, критики встретили холодным молчанием со стороны критики. Еще через два года повесть вошла в авторский сборник малой прозы под названием «Леди Макбет Мценского уезда». Реакции общественности также не последовало. В читательский канон очерк Николая Лескова вошел только в 1930-х годах. Произведение стало пользоваться большой популярностью у читателей, получило множество театральных и киноинтерпретаций, а молодая купчиха Катерина Измайлова, познавшая сметающую все на своем пути чудовищную любовь, стала, по словам литературоведа Льва Анненского, лицом национального эпоса.

В ролях:
Юлия Новикова, Денис Ганин, народная артистка России Галина Алехина, Светлана Плотникова, заслуженная артистка России Татьяна Классина, Наталья Резник, заслуженный артист России Сергей Новиков, Олег Майборода, Юрий Дроздов, Андрей Яковлев, заслуженная артистка России Елена Жданова. Камиль Кунгуров, Всеволод Казанцев (Студия творческого развития «Жить на Севере...»), Максим Мисютин, Денис Франк, Екатерина Макарова, Александр Жуликов

ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА
Режиссер:
Петр Шерешевский ‒ режиссер театра и кино, драматург, прозаик. Окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по кафедре режиссуры в 1996 году (мастерская профессора И. Б. Малочевской). В 2004 году прошел стажировку в студии при Национальном театре Лондона (Англия). В качестве режиссера-постановщика работал в театрах Санкт-Петербурга, Новосибирска, Воронежа, Самары, Пскова, Омска, Новокузнецка, Барнаула, Серова, Одессы и других городов. В 2010-2011 годах – главный режиссер Новокузнецкого драматического театра, в 2014-2016 годах – Государственного русского драматического театра Удмуртии (Ижевск). С февраля 2015 года ‒ главный режиссер Камерного театра Малыщицкого (Санкт-Петербург). С декабря 2023 года ‒ главный режиссёр Московского театра юного зрителя. Одиннадцатикратный номинант на соискание Российской национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Спектакли Петра Шерешевского неоднократно становились победителями различных театральных фестивалей. В новосибирском «Красном факеле» поставил четыре спектакля: «Последняя любовь Дон Жуана» Э.-Э. Шмитта (2002), «Утиная охота» А. Вампилова (2002), «Человек, животное, добродетель» Л. Пиранделло (2012) и «Тайм-аут» М. Крапивиной (2021).

Художник:
Фемистокл Атмадзас ‒ театральный художник, сценограф, член Союза художников России. Окончил Художественный лицей им. Б. В. Иогансона в Санкт-Петербурге в 1998 году, театрально-декорационное отделение Академии художеств им. И.Е. Репина в 2004 году (мастерская Э. Кочергина). С 2006 года ‒ художник-декоратор БДТ им. Г.А. Товстоногова, в 2010–2013 гг. ‒ главный художник Молодежного театра Алтая им. В.С. Золотухина, затем Норильского Заполярного театре драмы. Сотрудничал с Дмитрием Егоровым, Петром Шерешевским, Маратом Гацаловым, Григорием Козловым и многими другими режиссерами. Автор сценографии более чем к 50 спектаклям. В новосибирском «Красном факеле» работал над спектаклями «История города Глупова» (2011), «Карьера Артуро Уи» по Б. Брехту (2020), «Дело» (2020), «Свадьба Кречинского» (2022) и «Смерть Тарелкина» (2023) по пьесам А. Сухово-Кобылина.

Художник по костюмам:
Ольга Атмадзас ‒ российский театральный художник, художник по костюмам. Окончила Чебоксарское художественное училище (1992) и театрально-декорационное отделение Академии художеств им. И.Е. Репина в 2005 году (мастерская Э. Кочергина). С 2008 года – действительный член Союза художников России (Санкт-Петербург). Начинала как художник-декоратор БДТ им. Г. А. Товстоногова. Сотрудничала с режиссерами Д. Егоровым, И. Стависским, А. Исаковым, С. Александровским, Н. Гриншпуном, Е. Чернышовым, П. Зобниным, Т. Файрузовым, А. Бабановой. В качестве художника по костюмам работала над спектаклями в Санкт-Петербурге, Омске, Новосибирске, Барнауле, Норильске, Минусинске и других городах. В некоторых постановках выступала не только как художник по костюмам, но и как сценограф. Постоянный участник выставочных проектов СТД и Союза художников России. В новосибирском «Красном факеле» работала над спектаклями «Карьера Артуро Уи» по Б. Брехту (2020), «Дело» (2020), «Свадьба Кречинского» (2022) и «Смерть Тарелкина» (2023) по пьесам А. Сухово-Кобылина.

Художник по свету:
Стас Свистунович — российский художник по свету и видеохудожник, лауреат (2018) и многократный номинант премии «Золотая Маска». Окончил Политехнический университет им. Петра Великого в Санкт-Петербурге и СПбГАТИ по специальности «режиссер театра кукол» (курс Т. Стависской) в 2016. Как художник по свету оформил спектакли в БДТ им. Г.А. Товстоногова: «Что делать» по Н. Чернышевскому, «Три текста про войну» по произведениям Х. Мюллера, У. Черчилля, В. Сорокина, «Пьяные» И. Вырыпаева, «Человек» по книге «Скажи жизни «Да»: записки психолога, пережившего концлагерь» В. Франкла, «Язык птиц» по мотивам поэмы Аттара, «Гроза» А. Островского, «Фунт мяса» по пьесе «Венецианский купец» У. Шекспира, «Это было со мной», «Последний ветер Дикого Запада» А. Артемова, Н. Хрущевой, «Губернатор» по Л. Андрееву, «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» по мотивам Ю. Олеши. Работал над спектаклями «Чук и Гек» по А. Гайдару в Александринском театре, «Жизнь» по повести «Смерть Ивана Ильича» Л. Толстого в Омском театре драмы, «Пианисты» по К. Бьернстаду в новосибирском театре «Глобус», «Пыль» в новосибирском театре «Старый дом», «Папа встретит меня в L.A.» по мотивам книги Р. Уэллс в Архангельском Молодежном театре, «Циолковский» по биографии К. Циолковского в Ярославском театре им. Ф. Волкова, «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» по мотивам романа Л. Стерна в Театре им. Ленсовета, «Паяцы» Р. Леонкавалло в Музыкальном театре Республики Карелия, «Макбет» У. Шекспира в Новокузнецком драматическом театре, «Черевички» П.И. Чайковского в театре Урал Опера Балет. Сотрудничал с театром-студией «Ювента», лабораторией «ON.Театр», театром «Morph», Большим театром кукол (Санкт-Петербург), Русским драматическом театре Удмуртии, пространством «Квартира» (Санкт-Петербург). Публике театра «Красный факел» знаком по световому решению спектаклей «Тайм-аут» и «Собачье сердце».

Композитор:
Ванечка (Оркестр Приватного Танца) ‒ композитор, создатель авторской музыки для спектаклей, актер театра и кино. Окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, где учился в мастерской Вениамина Фильштинского. Активно сочиняет музыку для спектаклей режиссера Петра Шерешевского, сотрудничает с Камерным театром Малыщицкого в Санкт-Петербурге, московским театром «Шалом». В «Красном факеле» работал над спектаклем «Тайм-аут». Обладатель приза жюри Международного фестиваля короткометражного кино и анимации «METERS» (2009) в номинации «Лучший композитор» и приза зрительских симпатий за музыку к фильму «Polaroid love».

Саунд-дизайн:
Максим Мисютин ‒ театральный композитор, музыкант-мультиинструменталист. В 2008 году окончил Новосибирский музыкальный колледж им. А. Мурова, в 2012 — НГПУ. С 2008 по 2017 годы – артист НГДТ п/р С. Афанасьева. С 2017 года — заведующий музыкальной частью театра «Красный факел». В качестве композитора, хормейстера и музыканта участвовал в спектаклях НГДТ п/р С. Афанасьева, «Первого театра», театра «Красный факел». Сотрудничал с театром «Старый дом», театральной мастерской «Ангел Копуста» («Вьюшка смерть», «Пробуждение элементов»), драматическим театром «Бенефис» г. Елец («Последние»).

 

Пресс-служба театра  «Красный факел»


Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

activniy gorod
activniy gorod
caritas
fpg
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2
ncvsm
sv-consult-nsk