2.61°C
eye1
3 мая 2024
«Смерть Тарелкина» в Красном факеле

Премьера спектакля «Смерть Тарелкина» (по пьесе Александра Сухово-Кобылина)

Режиссер — Дмитрий Егоров
Драматург — Светлана Баженова, Данила Привалов
Художник — Фемистокл Атмадзас
Художник по костюмам — Ольга Атмадзас
Художник по свету — Игорь Фомин
Режиссер мультимедиа — Мария Кремлева
Композитор — Максим Мисютин

8 и 9 апреля на Большой сцене театра «Красный факел» будет представлена завершающая часть трилогии Александра Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» в постановке петербургского режиссера Дмитрия Егорова (18+).

Premyera aprel 2

Трагифарс «Смерть Тарелкина» логически завершит сюжет, начало которому положено в сатире «Дело» и водевиле «Свадьба Кречинского». Таким образом новосибирский «Красный факел» станет третьим российским театром, которому удалось воплотить на сцене и одновременно представить в афише всю трилогию Сухово-Кобылина «Картины прошедшего».

«Смерть Тарелкина» — это одновременно смешная и страшная, фантастическая и жизненная история. Центральной темой спектакля станет оборотничество, а уже знакомые зрителям персонажи — Тарелкин, Варравин и Расплюев — перекочуют из предыдущих частей трилогии и пустятся каждый в свою аферу, но не для всех она окажется удачной. По сюжету, чтобы избавиться от кредиторов и отомстить своему обидчику, генерал-прокурору Варравину, коллежский секретарь Кандид Тарелкин инсценирует собственную смерть, а сам оборачивается в другого человека, умершего соседа Силу Копылова, надеясь таким образом начать жизнь заново. Но получается, что эта афера оборачивается и для самого Кандида Касторовича самым неожиданным и парадоксальным образом. Вслед за оборачиванием Тарелкина начинают оборачиваться все и всё вокруг, и процесс этот уже, кажется, не остановить.

«Поначалу будет очень смешно, но в какой-то момент смешное перестанет таковым казаться, — обещает режиссер трагифарса «Смерть Тарелкина» Дмитрий Егоров. — Пьеса Сухово-Кобылина – история про оборотничество как часть человеческой природы. И оборотничество там очень разное – оно заключается не только в банальном переодевании, а работает в более глубоком смысле. Некоторые герои за время пьесы практически перерождаются. Главное, конечно, происходит в третьем действии – когда из второстепенного персонажа Иван Антонович Расплюев оборачивается в главного героя всей трилогии. Мы видим, как оборачивается этот маленький и никудышный человек, когда получает власть. Расплюев в начале пьесы – квартальный надзиратель, в то время одна из самых мелких полицейских должностей, и он на ней, судя по отзывам коллег, не блистает. Но когда в какой-то момент, получив власть, он вдруг начинает что-то формулировать, эти его формулировки вызывают ужас. Недалекий, неталантливый, он проявляет рвение и усердие и, собственно говоря, приходит к триумфу».

Работа над трилогией «Картины прошедшего» Александра Сухово-Кобылина началась в «Красном факеле» в 2020 году. Первой свет рампы вопреки авторской хронологии увидела сатира «Дело» — центральная часть драматургического триптиха, самая сложная и наименее востребованная отечественной сценой. Через два года зрителям был представлен водевиль «Свадьба Кречинского» — самое популярное произведение русского драматурга, рожденного под звездой с весьма переменчивым нравом. В нынешнем, 103 сезоне «Красный факел», завершает трилогию десятилетиями пребывавшим под цензурным запретом и общественным осуждением трагифарсом «Смерть Тарелкина».

Над сценической адаптацией пьес Сухово-Кобылина режиссёр Дмитрий Егоров работает вместе с известным современным драматургом Светланой Баженовой, стараясь сохранить бережное отношение к оригинальному тексту. На сцене «Красного факела» трилогия составит «театральный сериал»: каждую часть этой многосерийной истории можно смотреть отдельно как самостоятельный спектакль или оценить в полном объеме от сюжета к сюжету, выстраивая линейную или любую другую последовательность.

«Я четко осознаю, что каждая из частей – это спектакль своего времени, — рассказывает режиссер трилогии Дмитрий Егоров. — Да, сейчас хочется что-то изменить в «Свадьбе Кречинского» и «Деле», и, пока я находился в Новосибирске, мы внесли небольшие корректировки. Но все равно каждый из спектаклей остается слепком определенного периода. Думаю, их очень интересно посмотреть подряд в три вечера – надеюсь, когда-нибудь получится так поставить спектакли в репертуар. Когда смотришь подряд – начинаешь замечать дополнительные нюансы, обращать внимание на параллели, история становится объемнее».
ИСТОРИЯ:

Впервые в единое художественное произведение комедию «Свадьба Кречинского», драму «Дело» и комедию-шутку «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылин объединил в 1869 году, дав трилогии название «Картины прошедшего». Это был вынужденный ход, чтобы обойти цензуру, безжалостно запрещавшую тексты к публикации и постановке на сцене. Не помогло. Если впервые поставленную 28 ноября 1855 года в Московском Малом театре «Свадьбу Кречинского» ждал подлинный фурор, то о последних двух пьесах трилогии никто и знать не хотел. Словно их и не было никогда в отечественной литературе. Не говоря уже о театре.
Драму «Дело», написанную в 1861 году и впервые напечатанную за границей, опять-таки в обход цензурным козням, впервые удалось вывести на сцену только в 1882: до этого все хлопоты драматурга заканчивались «запретом для сцены и для печати», хотя в попытках узаконить существование пьесы Сухово-Кобылин дошел до самой императрицы. Тем не менее во второй половине 1881 года «Дело» с большими купюрами получает разрешение для представления на сцене под названием «Отжитое время». И вскоре центральную часть трилогии Сухово-Кобылина ожидают три премьеры: 4 апреля — в Малом театре, 12 апреля — в Русском театре (труппа А. Ф. Федотова, Москва) и 31 августа — в Александринском театре. Зрители, да и большая часть критики, принимать спектакли отказались.

Последняя и на тот момент самая непроходная пьеса трилогии — «Смерть Тарелкина» — ожидала своего часа тридцать лет. Впервые комедия-шутка, по авторскому определению Сухово-Кобылина, была представлена на сцене Суворинского литературно-художественного театра 15 сентября 1900 года театра под безобидным названием «Расплюевские весёлые дни». Пьеса вызвала недоумение и неприятие в зрителях и критике.
Так и остался Александр Сухово-Кобылин в пределах XIX века автором одной пьесы «Свадьба Кречинского». Решенная в жанре водевиля комедия до сих пор не сходит со сцены, но отношение к остальным частям трилогии изменил самым кардинальным образом только XX век. В 1917 году о драматурге вдруг заговорил весь театральный свет. Великий режиссер Всеволод Мейерхольд в тандеме с художником Б. А. Альмедингеном впервые поставил на сцене Александринского театра в едином художественном ключе всю драматургическую трилогию «Картины прошедшего».

Многие из последующих постановок пьес Александра Сухово-Кобылина в СССР вывели произведения драматурга на высоту крупнейших театральных событий. Как свидетельствует библиографический указатель, составленный Е. К. Соколинским и опубликованный в 2001 году: за XIX–XX столетия произведения Сухово-Кобылина выдержали 128 постановок. Что любопытно, популярность пьес трилогии меняется от десятилетия к десятилетию. Если в 1990-х годах в лидерах была «Свадьба Кречинского», то в нынешнем столетии пальму первенства получила «Смерть Тарелкина». На воплощение всей трилогии российские театры решаются крайне редко. Осенью 1988-го московский режиссер Валерий Белякович поставил все три пьесы Сухово-Кобылина в «Театре на Юго-Западе»: спектакль шёл шесть часов, с двумя антрактами. В 2007 – 2008 годах режиссер Михаил Поляков вывел на сцену Тобольского драматического театра имени П.П. Ершова серию постановок «Неотжитое время», над которой труппа работала в течение трех сезонов и полутора лет. В апреле 2023 года тройку первопроходцев закроет Новосибирский драматический театр «Красный факел», где «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина» найдут свое воплощение в формате театрального сериала в постановке петербургского режиссера Дмитрия Егорова.

В спектакле заняты:
Константин Телегин, 
Premyera aprel 3

Денис Ганин,

Premyera aprel 4

Андрей Черных, Олег Майборода, Вадим Гусельников, Александр Дроздов, Юрий Дроздов, Светлана Плотникова, Елена Дриневская, Денис Казанцев, Павел Поляков, Александр Поляков, Виктор Жлудов, Камиль Кунгуров, Егор Овечкин, Михаил Селезнёв, Владимир Лемешонок, Екатерина Жирова

Premyera aprel 5
Постановочная группа
Режиссер:
Дмитрий Егоров — российский театральный режиссер. Учился в Санкт-Петербургской академии театрального искусства (СПбГАТИ) на театроведческом факультете, затем на актёрском (2000–2005, мастерская Г. М. Козлова) и параллельно на режиссёрском факультетах (2000–2006, мастерская Г. М. Козлова). Получил дипломы актёра и режиссёра с отличием.

Автор пяти пьес, написанных под псевдонимом Данила Привалов, три из них изданы в 2006 году в сборнике «Люди древнейших профессий и другие пьесы». В 2003 году пьеса «Люди древнейших профессий» получила первое место на Конкурсе молодых драматургов в Санкт-Петербурге.
В 2004 году вошёл в состав оргкомитета фестиваля молодой драматургии «Любимовка» (Москва). С 2004 по 2006 являлся одним из организаторов фестиваля «Пять вечеров» имени Александра Володина в Санкт-Петербурге. В 2009 году – член оргкомитета молодёжной режиссёрской лаборатории «ON. Театр» (Санкт-Петербург). Режиссёр более 40 читок современной драматургии и эскизов спектаклей в рамках различных фестивалей, автор нескольких театральных лабораторий (2012 – «Кухня» совместно с «Первым театром», Новосибирск; 2010-2013 – «Пьесы про сегодня» в Молодёжном театре Алтая, Барнаул). Также является автором музыкального оформления более чем к 30 спектаклям. С 2011 по 2013 год – главный режиссёр петербургского «Этюд-театра», в 2013-2014 годах – главный режиссёр Молодёжного театра Алтая (Барнаул).

В Новосибирском государственном академическом театре «Красный факел» поставил спектакли: «История города Глупова» по роману М. Салтыкова-Щедрина (2011); «Довлатов. Анекдоты» по произведениям С. Довлатова (2014); «Дело» (2020), «Свадьба Кречинского» (2022) и «Смерть Тарелкина» (2023) по трилогии А. Сухово-Кобылина.

Драматург:
Светлана Баженова — российский драматург. Окончила Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского по специальности «Актерское искусство» и Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «Литературное творчество» (мастерская Николая Коляды). Служила актрисой в омском «ТОП-театре». Работала режиссером в Центре современной драматургии в Екатеринбурге, директором и художественным руководителем Центра современной драматургии «Омск».

Заниматься драматургией начала в 21 год. Первая публикация появилась в 2013 году в журнале «Современная драматургия». В том же году вошла в лонг-лист премии «Дебют» с пьесами «По-другому» и «Интервью с Алексеем Волковым». Лауреат специального приза конкурса «Евразия-2013», заняла второе место на конкурсе «Евразия-2014», первое – на «Евразии-2015».

Художники:
Фемистокл Атмадзас — российский театральный художник, сценограф. Окончил Художественный лицей им. Б. В. Иогансона в Санкт-Петербурге в 1998 году, театрально-декорационное отделение Академии художеств им. И.Е. Репина в 2004 году (мастерская Э. Кочергина). С 2006 года художник-декоратор БДТ им. Г.А. Товстоногова, в 2010–2013 гг. главный художник Молодежного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Автор сценографии более чем к 50 спектаклям. В новосибирском «Красном факеле» работал над спектаклями «Карьера Артуро Уи» по Б. Брехту (2020), «Дело» (2020), «Свадьба Кречинского» (2022) и «Смерть Тарелкина» (2023) по пьесам А. Сухово-Кобылина.

Ольга Атмадзас — российский театральный художник, художник по костюмам. Окончила Чебоксарское художественное училище (1992) и театрально-декорационное отделение Академии художеств им. И.Е. Репина в 2005 году (мастерская Э. Кочергина). С 2008 года – действительный член Союза художников России (Санкт-Петербург). Начинала как художник-декоратор БДТ им. Г. А. Товстоногова. Сотрудничала с режиссерами Д. Егоровым, И. Стависским, А. Исаковым, С. Александровским, Н. Гриншпуном, Е. Чернышовым, П. Зобниным, Т. Файрузовым, А. Бабановой. В качестве художника по костюмам работала над спектаклями в Санкт-Петербурге, Омске, Новосибирске, Барнауле, Норильске, Минусинске и других городах. В некоторых постановках выступала не только как художник по костюмам, но и как сценограф. Постоянный участник выставочных проектов СТД и Союза художников России. В новосибирском «Красном факеле» работала над спектаклями «Карьера Артуро Уи» по Б. Брехту (2020), «Дело» (2020), «Свадьба Кречинского» (2022) и «Смерть Тарелкина» (2023) по пьесам А. Сухово-Кобылина.

Игорь Фомин — российский театральный художник по свету. Окончил Санкт-Петербургский университет имени А.И. Герцена в 2009 году. Работал художником по свету в театре пластики рук «Hand Made», театре комедии имени Н.П. Акимова, в театрально-концертном зале музея современного искусства «Эрарта». С 2019 года занимает должность художника по свету в Александринском театре. Неоднократно сотрудничал с Андреем Могучим, Евгением Ибрагимовым, Виктором Крамером, Максимом Диденко, Андреем Прикотенко в театре «Современник», ТЮЗе имени А.А. Брянцева, театре имени Ленсовета, БДТ, театре «Приют комедианта», «Старом доме» и других. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Драма/работа художника по свету» за спектакль «Танцующая в темноте». В театре «Красный факел» зрители впервые увидели работу Игоря Фомина в спектакле Тимура Насирова «Шут Балакирев».

Режиссер мультимедиа:
Мария Кремлева — помощник режиссера и режиссер мультимедиа. В 2018 году окончила с отличием Алтайский государственный институт (режиссерско-актерский курс, мастерская М. А. Тумашова). Прошла курсы повышения квалификации «Концертная и студийная звукорежиссура». В учебном театре поставила дипломный спектакль «Компромисс» по произведениям Сергея Довлатова, который вошел в репертуар Театра-мастерской М. А. Тумашова. В качестве ассистента режиссера сотрудничает с Лабораторией современного искусства, театральной студией «Инклюзион», студией творческого развития «Жить на севере». С 2018 года – ассистент режиссера в театре «Красный факел».

Композитор:
Максим Мисютин — театральный композитор, музыкант-мультиинструменталист. В 2008 году окончил Новосибирский музыкальный колледж им. А. Мурова, в 2012 — НГПУ. С 2008 по 2017 годы – артист НГДТ п/р С. Афанасьева. С 2017 года — заведующий музыкальной частью театра «Красный факел». В качестве композитора, хормейстера и музыканта участвовал в спектаклях НГДТ п/р С. Афанасьева, «Первого театра», театра «Красный факел». Сотрудничал с театром «Старый дом», театральной мастерской «Ангел Копуста» («Вьюшка смерть», «Пробуждение элементов»), Театральной компанией «Гамма» («Песни о Родине»), драматическим театром «Бенефис» г. Елец («Последние»).

 

Пресс-служба театра

Фото Василия Вагина

red-torch.ru

 


Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

activniy gorod
activniy gorod
caritas
fpg
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2
ncvsm
sv-consult-nsk