В преддверии своего 89 сезона Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом» провел пресс-коференцию.
В пресс-центре ТАСС-Новосибирск о планах на новый репертуарный год рассказали директор театра Антонида Гореявчева, главный режиссер Андрей Прикотенко и шеф-драматург Оксана Ефременко.
Первых зрителей театр примет 10 сентября. В этот вечер будет сыграна премьера спектакля «Пульчинелла» в постановке режиссера Андрея Прикотенко.
Маска комедии дель арте встретится с нашей реальностью и возникнет абсолютно новая вселенная – со своими законами, течением времени и атмосферой. Как и положено, Пульчинелла появится на свет, влюбится, станет родителем, освоит множество ремесел, попадет под арест, получит смертный приговор, подвергнется расстрелу и повешению, умрет, наконец, задумчиво посмотрит на собственную могилу.
«Пульчинелла – в хорошем смысле странное и интересное название, — рассказывает режиссер спектакля Андрей Прикотенко. — Выбор названия подсказан книгой итальянского философа Джорджо Агамбена. В этой книге он исследует такой сюжет: на закате Венецианской республики известный художник запирается на своей вилле и начинает рисовать Пульчинеллу, одну из самых популярных и загадочных масок итальянской комедии дель арте. Он разрисовывает свою виллу и создает целую серию работ — фрески, литографии. Этот парадокс исследует в своей книжке Агамбен. И мы вслед за художником и философом тоже обращаемся к этой истории. В спектакле занята почти вся труппа. Все работают в масках. Маска диктует другой способ игры, иную пластику и отношение к сценическому пространству и окружающему миру. Театр сейчас замечательно работает и представляет собой чуть ли не идеальный технический и творческий механизм. У нас на репетиционной площадке сложилась очень хорошая, добродушная, взаимоуважительная атмосфера. Технически спектакль очень сложный, но у нас есть надежда на то, что мы можем сделать что-то такое, что никогда прежде не делали».
17 декабря 2022 г режиссер Евгений Маленчев представит спектакль «Фарго» по мотивам черной комедии братьев Коэнов.
Театральные режиссеры часто обращаются к кино и киносценариям как к первоисточнику. У новосибирского «Старого дома» есть своя традиция авторской интерпретации культовых киносюжетов. Год назад режиссер Елизавета Бондарь сформулировала свое художественное высказывание, полемизирующее с фильмом Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». В этом сезоне режиссер Евгений Маленчев и белорусский драматург Константин Стешик транслируют в нашу реальность нашумевший фильм братьев Коэнов. История, произошедшая с героями «Фарго» одновременно привычна и необычна, но, главное, претендует на то, чтобы быть настоящей. Незадачливый менеджер по продажам решает провернуть похищение собственной жены и нанимает для этого двух преступников-недотеп, каждый шаг которых оборачивается фиаско. План героя рушится, от неожиданных поворотов событий сюжет трещит по швам, напряжение нарастает, и зрители с интересом ждут развязки.
Елизавета Бондарь также продолжит работу с театром. 16 марта 2023 она представит музыкальный спектакль «Вавилонская башня»
Сказание о Вавилонской башне возникло не позднее начала II тысячелетия до н. э., было известно многим народам и получило широкое распространение, став одним из самых популярных образов в мировом искусстве с 40-вековой традицией интерпретации. Заинтересовал сюжет о Вавилонской башне и команду театра «Старый дом». Много-много лет назад человечество было представлено на земле одним народом. Люди населяли множество близких и далеких друг от друга земель, но говорили на общем языке. Однажды, чтобы возвысить себя, они решили построить башню до небес. Вавилонская башня должна была стать первым грандиозным строительным проектом человечества, но не стала. Чтобы предотвратить людское высокомерие и не дать человечеству преступить пределов Божьих, а, может быть, в знак понимания необходимости культурных различий, господь расстроил планы строителей, создав разные языки, и люди перестали понимать друг друга.
В июне театральный сезон закроет премьера спектакля режиссера Антона Федорова по произведениям Андрея Платонова
В этом сезоне «Старый дом» представит кураторскую превью-программу фестиваля «ХАОС». Сам фестиваль пройдете в следующем, юбилейном сезоне. Но команда международного театрального фестиваля актуального театра «ХАОС» попытается создать прецедент проката спектаклей нового танца, физического и пластического театра в Новосибирске, объединив показы городских движенческих коллективов и привозных спектаклей из разных городов страны и мира. Каждый месяц с октября по декабрь превью-программа будет знакомить зрителей с театральными компаниями, которые умеют рассказывать истории на языке тела.
«“ХАОC” отличается от других новосибирских фестивалей в том числе и тем, что имеет обширную превью-программу, — отмечает арт-директор фестиваля «ХАОС» Оксана Ефременко. — В следующем году мы решили попробовать новый жанр, связанный с телом, движением и действием, и запустить подготовительный этап уже в этом сезоне. У нас фестиваль актуального театра, и сейчас мы увидели в Новосибирске актуальную тенденцию к развитию пластического и физического театра. В нашем городе периодически возникали интересные ростки идей, имена и театры, работающие в этом направлении. Они возникали и угасали. А мы бы хотели, чтобы молодые люди, которые сейчас занимаются пластическим театром в Новосибирске, вошли в контекст и получили свою постоянную зрительскую аудиторию».
Во второй половине сезона театр «Старый дом» вернется к формату актерского марафона «Без дистанции», в рамках которого артисты труппы представляют зрителям свои самостоятельные работы. В прошлые годы благодаря этому проекту на сцене театра прошли читки пьес, показы спектаклей и фильмов, презентации сторителлинг-проектов и концертных программ. Регламент простой: артисты формулируют свои заявки, художественный совет театра оценивает потенциал каждой идеи и формирует публичную программу, а зрители получают handmade-контент, который, возможно, не смогут увидеть больше нигде и ни при каких обстоятельствах.
Фестивальная карта 89-го театрального сезона «Старого дома» все еще находится в разработке. Но первая поездка запланирована уже осенью. 12 октября спектакль «Танцующая в темноте» примет участие в фестивале «Артмиграция» и будет показан на сцене Свердловского академического театра драмы в Екатеринбурге.
Фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция» в течение десяти лет проходил в Москве, однако в этом году сменил формат. Теперь фестиваль каждый год будет приезжать в разные города России, чтобы на собственном примере показывать идеи децентрализации культурной жизни, расширения границ и творческого поиска. С 8 по 16 октября «Артмиграция» представит свои программы в Екатеринбурге и станет не только фестивалем, в афишу которого войдут спектакли, поставленные молодыми российскими режиссерами, но и форумом, на котором молодые люди разных театральных профессий объединятся для обсуждения новых проектов и болевых точек современного театра.
Материал предоставлен пресс-службой театра «Старый дом»