18 марта на сцене «Старого дома» состоится премьера спектакля «Вавилон» по одноимённой пьесе драматурга Екатерины Августеняк, где человеческая природа исследуется через оптику вавилонского столпотворения.
Разумеется, новый спектакль театра – не дословное цитирование мифа. История первого мегаполиса для творческой команды спектакля – один из предлогов для антропологического путешествия в психологические глубины человеческого социума, где со времён вавилонских богов ничего, по большому счёту, не изменилось. Люди потребляют услуги, тщеславно считают себя центром вселенной и живут в информационном пузыре собственных представлений о мире, оставаясь к нему глухим. И неважно, как тебя зовут – богиней Инанной или условной Машей, – от перемены слагаемых ничего в мире не меняется: мы по-прежнему бродим в зеркальных лабиринтах, принимая свои отражения за других людей. А «великий и ужасный» Искусственный Интеллект (ИИ) из проекта «Вавилон», который дерзновенно пытаются запустить герои спектакля, оказывается…. Впрочем, слово автору. «Мы вначале воспринимали ИИ как отдельную сущность и конкретное поле, откуда идёт информация, – рассказывает Елизавета Бондарь. – А потом я поняла, что его вообще нет. Всё, что нам представляет ИИ, – включая музыку, которую нам по своим алгоритмам подбрасывает “Яндекс.Музыка”, – это всё продукты жизнедеятельности человека. Его в принципе вообще не существует – он наше отражение».
История «Вавилона» в «Старом доме» (18+) уникальна по своей сути. Дело в том, что это не инсценировка (когда определённое литературное высказывание становится основой для спектакля), а оригинальное произведение, написанное драматургом Екатериной Августеняк по режиссёрскому запросу специально для «Старого дома». «Это в прямом смысле “живой текст”: отдельные сюжетные ходы выписывались во время репетиций – с учётом состояния коллективного психологического поля, которое на них возникало, – рассказывает драматург. – Мы корректировали текст, а финал до определённого репетиционного момента был открытым». Открытый финал стал триггером для актёрской команды, сжившейся в процессе со своими героями и, конечно, желавшей им лучшей доли. «Работа с командой “Старого дома” идёт очень гладко, но мне кажется, что сейчас начнутся проблемы, – шутит режиссёр. – Мы дойдём до финала, и какая-то часть труппы обязательно спросит: “Лиза, ну когда будет счастливый и прекрасный финал?” А я им отвечу: “Какой ещё счастливый финал? Этим людям уже ничем не помочь”».
С труппой новосибирского драматического театра «Старый дом» режиссёр работает второй раз: спектакль «Танцующая в темноте», поставленный Елизаветой Бондарь в 2021 году, был заявлен на «Золотую Маску» в пяти номинациях и получил главную театральную премию за лучшую работу художника по свету. Кстати, на «строительстве» нового «Вавилона» в «Старом доме» вновь вместе работают художник по свету Игорь Фомин и композитор Николай Попов – как три года назад на «Танцующей в темноте». Что касается авторского высказывания Елизаветы Бондарь на тему известного фильма Ларса фон Триера, то оно сразу стало фигурой российского масштаба, вызвав интерес и у зрителей, и у профессиональных театральных критиков. Сегодня Бондарь – одна из самых востребованных молодых режиссёров в России, чей авторский почерк невозможно скопировать в силу его самобытности и оригинальности. Мы уверены, что «Вавилон» станет большим событием в российском культурном пространстве.
В СПЕКТАКЛЕ ЗАНЯТЫ:
Василий Байтингер, заслуженная артистка РФ Вера Сергеева, Анатолий Григорьев,
Тимофей Мамлин, Софья Васильева,
Андрей Сенько, Наталья Пьянова, Александр Шарафутдинов, Арсений Чудецкий.
ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА
Режиссёр:
Елизавета Бондарь окончила Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), факультет музыкального театра, мастерская народного артиста РФ профессора Дмитрия Бертмана, специальность «режиссура музыкального театра». Поставила более двадцати спектаклей в крупнейших театрах России. Спектакль «Мещане» в ТЮЗе им. А. А. Брянцева (2020 г.) вошёл в список десяти лучших спектаклей года по версии Ассоциации театральных критиков. С 2012 года – режиссёр-педагог в музыкальном колледже имени Гнесиных. Спектакли Елизаветы Бондарь получали награды на фестивалях «Золотая Маска», «Территория культуры Росатома», «Сибирский кот».
Драматург:
Екатерина Августеняк – художник, драматург, режиссёр. По образованию – графический дизайнер, занималась сценографией. Родилась в Тюмени, живёт в Санкт-Петербурге. Резидент лаборатории «Практика Постдраматурга», финалистка всероссийского конкурса проектов молодых художников NOVA ART, неоднократный участник фестиваля молодой драматургии «Любимовка». В коллаборации с театром Post создала графическую пьесу «Случайность».
Художник-постановщик:
Валида Кажлаева – окончила Российский институт театрального искусства (ГИТИС), факультет сценографии, специальность «художник-сценограф» (мастерская С. Ф. Морозова и А. В. Ледуховского). В портфолио молодого художника-сценографа уже есть ряд заметных постановок — спектакли «Авиарежим» (МХАТ им.Горького), «Остановка» (театр «Старый дом»), «Мальчик у Христа на ёлке» (Астраханский театр оперы и балета).
Художник по свету:
Игорь Фомин окончил Санкт-Петербургский Университет им. А. И. Герцена в 2009 году. Номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска». Неоднократно сотрудничал с такими титанами сцены, как Андрей Могучий, Евгений Ибрагимов, Виктор Крамер, Эмиль Капелюш, Максим Диденко, Антон Адасинский. В театре «Старый дом» как художник по свету работал над спектаклями «Я здесь», «Sociopath/Гамлет», «Зулейха открывает глаза», «Идиот», «Петерс».
Пресс-служба театра