Podarki1

О постановке оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» на сцене Новосибирского оперного театра говорили давно. И мы его ждали (не веря себе): всё же Вагнер - это очень ответственно, сложно и трудоемко.

И, наконец, дождались. 20-22 декабря, накануне нового, 2015-го, юбилейного для театра года (70 лет) премьера «Тангейзера» состоялась при полном аншлаге.

Опера «Тангейзер» написана в 1845 году и относится, как и «Летучий Голландец», к романтическому периоду в творчестве Вагнера. Кстати, «Летучий Голландец» был поставлен на новосибирской сцене в 1962 году, то есть, больше пятидесяти лет назад и заслуженно пользовался успехом у зрителей: и постановка была интересной, и исполнители прекрасные. Надо отдать должное и блистательным дирижерам, работавшим тогда (Исидор Зак, Михаил Бухбиндер, Алан Жоленц), и режиссерам с высочайшим чувством меры и вкуса, как Эмиль Пасынков, Роман Тихомиров, Лев Михайлов, и солистам европейского уровня как Андрей Федосеев, Алексей Левицкий, Лидия Мясникова, Полина Ульянова, Елена Изотова, Галина Чижова.

Сюжет «Тангейзера» очень непрост, противоречив и отражает нелегкий период в жизни самого композитора, его мучительные поиски, творческие и идейные метания. «Тангейзер»- это история одного героя, который ушел от общества и наслаждается, как ему кажется, всеми радостями жизни в гроте Венеры - богини любви. Но полного удовлетворения в душе не находит. Нельзя жить в вечном блаженстве. « Не только радости нужны моему сердцу, и в удовольствии мечтаю я о боли», - говорит он. Среди аромата роз он тоскует по лесному воздуху, по прозрачной небесной синеве, по свежей зелени долин, по милому щебетанию птиц, по родному звону колоколов, «по свободе и борьбе, если даже она будет не на жизнь, а на смерть!..»

tang2

Да, Вагнер, безусловно, отражал собственные ощущения и настроения. Одиночка по натуре, он глубоко страдал от активного человеческого окружения, ненужных советов и постоянного вмешательства в свое творчество. Правда, на самом деле сюжет «Тангейзера» как раз отражает подлинную эклектику в его идеологических воззрениях: тут и …Венера, и католический Папа, и Дева Мария. Словом, мучительные поиски самого себя, подлинного и думающего творца.

Показать и выразить всё это на сценической площадке непросто. Постановщик новосибирского «Тангейзера» драматический режиссёр «Красного факела» Тимофей Кулябин предельно осовременил сюжет, введя в традиционную канву новых героев и исполнителей. Так, сцена пребывания Тангейзера в гроте Венеры стала сюжетом телевизионного фильма, а сам главный герой Генрих Тангейзер из средневекового менестреля (бродячего певца) превращается в выдающегося кинорежиссера, который и снимает этот сюжет. Любимая девушка Тангейзера Елизавета в новом сюжете – мать и арт-директор Вартбургского кинофестиваля, что, конечно, имеет свои накладки в действии, когда герой слова любовного признания, предназначенные Вагнером для возлюбленной, говорит (вернее, поёт)…маме. Попахивает инцестом. Как и в сцене горького возвращения на путь истинный не ради чистого чувства к покинутой Елизавете, а ради сыновьего долга перед родной матерью.

Режиссер Кулябин объясняет свои нововведения требованием времени: «Тангейзер» построен вокруг главной вагнеровской темы, темы экзистенциального человеческого одиночества, - и я хотел, чтобы в спектакле это была сегодняшняя коллизия для сегодняшней публики. Потому что меньше всего хочется ставить не имеющую к нам никакого отношения историю людей, которые жили и умерли шестьсот лет назад. Я старался создать на сцене действие, которое являлось бы узнаваемо современным, и при этом не заставляло бы меня поступиться смыслом истории, посвященной внутренней коллизии художника - не провокатора и не сумасшедшего, а обладателя большого дара. Художника, который решается на откровенный разговор с окружающим миром, но разговор этот оказывается не нужен, неудобен, не принят. В таком виде эта коллизия мне понятна, более того, она мне кажется в общем-то довольно личной, касающейся, в частности, и меня самого, и места творчества в человеческой жизни».

tang3

То, что новая интерпретация старого сюжета приближает оперу Вагнера к нынешнему зрителю, считает и художник-постановщик Олег Головко: «Нужно понимать, что ХХ и ХХI века в культурном отношении - это другая цивилизация в сравнении с предыдущими…Сегодняшняя цивилизация переваривает, присваивает себе всё культурное прошлое, всё наследие истории, приспосабливая их к совершенно другим пространствам. Поэтому сценограф должен заново найти место действия для прежних театральных сюжетов».

Современное пространство для новосибирского «Тангейзера» - это индустриальный ангар, телевизионная студия, съемочная площадка. Певец Тангейзер не ходит по сцене в исторических одеждах с лирой в руках, но это не мешает понимать то, что хотел нам сказать Вагнер, который и с историей, и с мифологией обходится в своем произведении весьма вольно. В «Тангейзере» есть и совсем не немецкий культ Венеры, и католическая мифология с ее поклонением Деве Марии, и истории миннезингеров, про которых даже нельзя сказать в точности, существовали ли они на самом деле… Всё это, в сущности, несоединимое, Вагнер соединяет не задумываясь, для того чтобы рассказать историю, которая для него, конечно, в первую очередь была историей современной. Как и для нас сегодня.
В своем либретто Вагнер собрал несколько легенд о средневековых миннезингерах в изложении известных немецких романтиков. Речь шла о Генрихе Тангейзере, который проводил время в Венерином гроте, а затем отправился каяться к Папе, получив суровую отповедь от понтифика. Тот указал Тангейзеру на свой посох, которому уже не расцвести, как не очиститься погибшей душе грешника. Но Небо явило чудо: не только приняв раскаяние заблудшего, но и дав ростки на папском посохе. Искупление мужских грехов идет через страстную и искреннюю молитву чистой женщины, благочестивой Елизаветы, противопоставленной Венере – богине плотских радостей и наслаждения.

tang4

«Тангейзер», в отличие от «Летучего Голландца», шедшего в Новосибирске на русском языке, исполнялся на немецком, языке оригинала, что добавило трудностей и солистам, и хору. Зрителям же предлагались титры адаптированного русского перевода на светящемся табло (которое, кстати, отсвечивало и затрудняло чтение, отвлекая от сценического действия).
В постановке был занят практически весь мужской состав оперной группы – и титулованные звезды, и ведущие молодые солисты театра, и приглашенные артисты, среди которых солист Датской Королевской оперы Стиг Андерсен, исполнивший заглавную роль. Это один из самых востребованных драматических теноров своего поколения, он исполнял все важные теноровые партии, написанные Рихардом Вагнером, практически во всех крупных театрах Европы, а также США и Японии. Ему понравились и творческая атмосфера нашего театра, и постановка спектакля, об этом он сказал на пресс-конференции. Новосибирский зритель оценил его вокальное и драматическое мастерство.

Исполнительнице партии Елизаветы, лауреату Всероссийских и международных конкурсов Ирине Чуриловой, вышедшей на международный уровень, новосибирцы уже отдали свои симпатии и стараются попасть на все ее спектакли, по праву гордясь своей землячкой. Убедительна она была в своей партии и на этот раз. Горячих аплодисментов удостоились исполнители партий Германа, ландграфа Тюрингии (Дмитрий Ульянов), Вольфрама фон Эшенбаха (Павел Янковский), Иисуса (Андрис Людвигс). Что и говорить, и сольный вокал, и хоровое пение спектакля были превосходны.

Отдельное спасибо симфоническому оркестру и его руководителю - главному дирижеру оперного театра Айнарсу Рубикису за безукоризненного Вагнера, за то, что подарили нам величайшую классику в прекрасном исполнении. Важно, что и для самого дирижера постановка Вагнера была своеобразным рубежом в творческом багаже. Как признавался сам Айнар, поначалу сама мысль о «Тангейзере» в новосибирской опере ему казалось большой аферой, но он считает, что « каждый оперный театр в мире должен пройти через Вагнера». И сегодня он может с гордостью сказать себе: «Я сделал это!»

Коллектив театра успешно выдержал труднейший экзамен, которым была постановка «Тангейзера», ставшая значительной вехой в творчестве Сибирского Колизея накануне его 70-летия.

Маргарита Данилова
Фото Виктора Дмитриева предоставлено театром

Оставьте свой комментарий

0
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены

Пенсионерам - скидки

Центр океанографии ...

В Центре «Дельфиния» вновь стартует «Семейная ...

Кабинет ...

Кабинет косметологии в салоне красоты «Golden ...

Гоголь в кукольном ...

Режиссер из Санкт-Петербурга Анна Бессчастнова ...

Партнеры