Podarki1

В Новосибирске завершаются гастроли Норильского Заполярного театра драмы им. В.Маяковского.

Может быть, конечно, и совпало. Но лучшие спектакли Норильского тетра драмы - они о театре. В том широком понимании, в котором мы трактуем Шекспира.

Если весь мир театр – то давайте поиграем вместе, предлагают артисты, и зритель радостно соглашается. Может быть, дело в том, что в Норильске театр – единственный, и с кем еще разговаривать на околотеатральные темы, как не со своим благодарным зрителем?

Гастроли Норильского театра драмы открылись в Новосибирске спектаклем «Бенефис Геннадия Несчастливцева» по пьесе А.Н.Островского «Лес» в постановке Анны Бабановой.

Спектаклем – бенефисом заслуженного артиста России Сергея Ребрия о театре и артистах. И о провинциальных артистах. И о тех артистах, которые умирают в каждом из нас – и в ключнице-приживалке, и в богатой барыне, и в купце Восьмибратове… Или не умирают, а великолепно живут, помогая добиваться своих целей. Тут главное - не заиграться, как рассуждает сама с собой перед зеркалом Лариса Павловна Гурмыжская ( Лариса Ребрий).

Бенефис Несчастливцева

О, эта барыня все знает про себя и про тех, кто вокруг. Она здесь – и режиссер и автор пьесы. И играет в свой театр. А с ней вместе, под ее дудку играют и все обитатели усадьбы Пеньки, и слуги, и соседи.

Играют с упоением, с размахом, до беспамятства. Театр перерастает в балаган с медведями, плясками, клоунадой и мытьем полов шампанским… Играют ради самого процесса игры…

В этом театре-балагане легко находит свою роль комик Счастливцев – Роман Лесик. Но здесь совсем нет места трагику Несчастливцеву (Сергей Ребрий). Ни к месту в балагане ни Чацкий, ни Отелло, ни Гамлет… Да и о каком Гамлете можно говорить, когда даже черепа, выкопанные могильщиками, пронумерованы согласно инвентарному списку, а благородство воспринимается, как это принято в балагане, за глупость?

В этом театре уже есть своя прима, чужие тут не нужны! Но и Несчастливцеву в этом театре тесно. Скучно и душно. Он знает – у Артиста – иное предназначение. Иной путь. Несчастливцев- Ребрий это играет так, что ему веришь безусловно. И когда он уходит создавать свой, иной театр, у зрителя остается надежда.

Вот такая несколько необычная трактовка «Леса». Правда, тут пришлось прибегнуть к помощи Гиляровского, Шекспира и Грибоедова, но ведь мы живем в век постмодернизма!

Братья Ч.

«Братья Ч» по пьесе Елены Греминой в постановке Тимура Насирова - это скорее репетиция, набросок. Нет привычных декораций, лишь стол, стулья, доска и мелки, которыми артисты рисуют не только декорации, но порой и действия. Зрители сидят на сцене, а артисты читают роли по распечаткам. Словом, полная иллюзия погружения в репетиционный процесс. Театр играет в театр в театре.

Спектакль вырос из режиссерского эскиза для Лаборатории современной драматургии «Полярка-2013», пьеса считается драматургическим парафразом книги профессора Лондонского университета Д. Рейфилда «Жизнь Антона Чехова», дотошно изучившего среду, в которой вырос и сформировался писатель. И, глядя на эту среду, понимаешь, почему так безнадежен мир в поздних рассказах Чехова, отчего так душно жить в мире, где вырубят вишневый сад, где три сестры мечтают о Москве, где одна надежда на хор ангелов, который споет однажды под небом в алмазах…

В пьесе использованы письма Антона и Александра Чеховых, воспоминания Александра и Михаила Чеховых, дневник П.Е. Чехова, а также сюжетные мотивы из произведений А.П. Чехова «Иванов», «Дядя Ваня», «Чайка», «Три года», «Моя жизнь», «Шуточка», «Дуэль» и др.

Братья Ч.

Взят короткий кусочек лета, когда молодой, только начинающий литератор Антон Чехов вынужден содержать на свои скромные заработки семью – разорившегося отца, четырех братьев и сестру. Каждый месяц он должен сдавать рассказы по шесть, а то и по восемь копеек за строчку. А хотелось бы написать роман… Антон собирается жениться на дочери знаменитого адвоката Дуне Эфрос (Анна Шимохина) в расчете на богатое приданое, которое, впрочем, ее отец может и не дать. Единственная слабая, недоделанная роль в этом спектакле.

Здесь нет положительных героев. И нет счастливых персонажей. Они все несчастны. И отец (Александр Глушков), который родился крепостным, и все пытался дать детям образование, дал, а толку? И старший брат художник Николай (Николай Каверин), который никогда не напишет свою большую картину маслом, чтобы ее мог купить сам Третьяков. И другой брат Александр (Роман Лесик), по мнению семьи, самый талантливый писатель, увязший в своей незаконной семье, в своих больных детях и умирающей жене, в своем пьянстве. Наташа (Юлия Новикова), влюбленная в Антона и несчастная от того, что он ее не любит…

И сам Антон (Денис Ганин). Ненавидящий тиранию отца и вынужденный стать тираном, чтобы бороться с пьянством братьев...
Это очень неканонический Чехов, и хотя из каждой реплики торчат уши знаменитых пьес и рассказов, но история эта – она не только о братьях Чеховых, она о творчестве и семье, и о самопожертвовании. И о любви, которая тут всегда жертвенна и несчастна. Как и в поздних рассказах и пьесах Чехова…

Актеры репетируют, это – не спектакль, это – эскизы, наброски, черновик. Черновик так и не написанного романа Антона Чехова. Черновик судеб…

Вернувшись домой, первым делом полезла в интернет читать биографию Чехова. Казалось бы – классик, в школе проходили, а вот как-то не задумывалась…

Евгения Буторина.
Фото предоставлено театром.

Оставьте свой комментарий

0
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены

Пенсионерам - скидки

Скидки пенсионерам ...

«Кино — это искусство, способное создать ...

Центр океанографии ...

В Центре «Дельфиния» вновь стартует «Семейная ...

Кабинет ...

Кабинет косметологии в салоне красоты «Golden ...

Партнеры