3.61°C
eye1
26 апреля 2024
«Бесприданница» – пьеса вне времени

Всем давно известно, что театр начинается с вешалки, а вот спектакль – с декораций. 

 Занавес, первые экраны сразу погружают зрителей в мрачную серую атмосферу провинциального города и загадочную интригу – расследование убийства.

bec1

Мир стремительно меняется технологически. Человеческая природа – нет. Никто еще не развенчал основной психологический закон о человеческом поведении Кейнса. Элементарное потребление. И тогда, да и сейчас взаимоотношения в обществе нередко строятся по принципу «купли-продажи». Человека, его поступок можно купить, как вещь, вопрос лишь в цене. Великий драматург Александр Николаевич Островский, живший в XIX веке, написавший более пятидесяти пьес, высмеивающих и осуждающих человеческие пороки и страсти, для своей сороковой пьесы выбрал ровно этот аспект жизни.

Идею пьесы подсказала сама жизнь. В период работы мировым судьей Кинешемского уезда Островский разбирал криминальное дело мужчины, мелкого чиновника, убившего свою молодую жену на почве ревности. Чем не сюжет! Все остальные образы – собирательные. Крепкие предприимчивые расчетливые купцы, мать, словно на торгах, выставляющая перед женихами достоинства дочери, и сама героиня – молодая девушка, которая хочет и обеспеченной жизни, но и большой любви.

bec2

Островский завершил работу над пьесой, когда ему было 55 лет, в 1878 году. «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно настроенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».  Предчувствуя значимость своего новаторского замысла, он писал в сопроводительной рукописи в императорский театр: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений». При жизни автора пьеса была поставлена на театральной сцене более пятидесяти раз. Но ни один театр так и не смог раскрыть основной конфликт произведения. Признание пришло лишь 10 лет спустя после смерти Островского. 17 сентября 1896 года на сцене Александринского театра Вера Комиссаржевская гениально, как и мечтал автор, сыграла роль Ларисы.

Премьера «Бесприданницы» в Новосибирском музыкальном театре прошла ровно год назад. Сейчас спектакль филигранно прозвучал, как на оголенной струне. Музыкальное произведение создано московским композитором Ефремом Подгайцем и поэтом Львом Яковлевым, впервые показано в 2014 году в Магаданском музыкально-драматическом театре.

В мелодраме «Бесприданница» нашего Новосибирского музыкального театра, мне показалось, режиссер-постановщик Василий Заржецкий взял за основу первоначальный замысел автора – судьбу маленького человека в жестоком мире больших денег.

bec3

Прекрасно раскрыта проблема тогдашнего общества. Мало кого интересует личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель – не продешевить.

Лариса Огудалова, с одной стороны, тонко чувствующая, ранимая девушка, настоящая красавица, видит смысл в поиске настоящей любви, с другой стороны, – бесприданница…
Захватывающе и интересно наблюдать за развитием истории на сцене, но главное – слушать чарующую музыку и проникновенный лиричный, возвышенно романтичный или отчаянно безнадежный трагический вокал.

bec4

В спектакле присутствуют и прославившие пьесу в кинематографе цыгане с песнями и плясками. Блещет якобы актерским мастерством Робинзон в безупречном исполнении Александра Крюкова! Паратов одет в белоснежный костюм. Актер даже попытался примерить Михалковский речевой штамп. В нашем спектакле Лариса поет. Сама! Талантливо! Пронзительно! Браво, Анна Ставская!

bec5

Александр Лукан, великолепно музыкально исполнивший роль Карандышева, – замечательный драматический актер! Ему сочувствуешь, веришь страданиям. Он жалкий. Его презирает сам Островский. Карандышев – тоже жертва, хотя и пытается в последнем монологе призвать к ответу всех причастных в трагической развязке.

bec6

«Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть».  А.Н. Островский.

Мы все со школьной скамьи знакомы с «Бесприданницей». Читали. Внутренне не соглашались с автором. Для большинства женщин во все времена самым главным все-таки было не количество комнат в шалаше, а то, с кем она там будет жить. 

Как дорог трепет ожидания и восторг от встречи с изящным исполнительским мастерством талантливых актеров. И в этом нашему музыкальному театру нет равных –  гарантия высокого качества! Браво!

Ладыжец Валентина Васильевна, медиа-волонтер 

Фото Дарьи Жбановой.

 


Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

activniy gorod
activniy gorod
caritas
fpg
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2
ncvsm
sv-consult-nsk