Новосибирский театр оперы и балета упорно сохраняет за собой статус театра смелого эксперимента, что показала премьера оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов».

Неслучайно в репертуарное пространство театра было введено понятие «образовательный проект». А наше российское образование, как известно, это бесконечный эксперимент с непредсказуемыми последствиями.

Опера-semistage

Премьера исторической оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» на сцене НОВАТа (так теперь называется наш оперный) была анонсирована  как образовательный проект театра. Привыкшие уже к экспериментальным постановкам зрители были наготове. Но, к счастью, ни чадящих военных грузовиков (как в «Аиде»), ни чертогов любви с Христом (как в пресловутом «Тангейзере») на сцене не появилось. Испытанием для зрителя оказались огромные экраны, на которые он невольно вынужден был пялиться почти три часа кряду. Если, конечно, время от времени не закрывал глаза, чтобы просто насладиться мощной музыкой и прекрасными голосами исполнителей и хора.

bg2

К постановке столь масштабного музыкального произведения были привлечены лучшие театральные силы страны: обладатели «золотых масок» - режиссер-постановщик  Дмитрий Белов и сценограф Глеб Фильштинский, музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Юровский. Необычность замысла: совместить в постановке лекцию по истории и непосредственно оперу – требовала и новых постановочных решений.

- Мы предложили новый формат – оперу с комментариями, - рассказывал накануне премьеры режиссер Дмитрий Белов. – Весь исторический материал внедрен в тело драматургии, да еще и таким образом, чтобы усиливались особенно важные моменты.

В лексикон новосибирцев теперь войдет новое слово - semistage-версия – это своеобразный  синтез концертного исполнения и театрального представления.

К премьере «Бориса Годунова» даже самый неискушенный зритель (ни разу не слушавший оперу, не читавший Пушкина и Карамзина и имеющий о российской истории самое смутное представление) подошел во всеоружии. Для восполнения этого пробела в образовании он мог изучить прекрасно изданный буклет, послушать лекцию постановщика прямо перед началом спектакля и погрузиться в «выездную» Википедию на большом экране. 

bg4

Лекцию Дмитрия Белова зрители слушали в фойе на мягких креслах-подушках. Режиссер рассказывал о сложных и противоречивых временах царствования героя оперы столь просто и легко, что слушатели невольно вопрошали про себя: отчего в школьном детстве историю не преподавали ТАК? Может, тогда и не нужны были бы усилия сегодняшних постановщиков? Ведь более взрослое поколение как-то понимало исторический фон музыкальной драмы Мусоргского?

Криминальная драма. Ватники forever

Постановочная группа выполняла задачу реабилитировать образ Бориса Годунова как «коварного злодея», который пошел гулять «по истории» России с легкой руки историка Николая Карамзина и великого нашего Пушкина. Александр Сергеевич – человек веселый, подпортил биографию не одному известному человеку: и Сальери сделал преступником, и Бориса Годунова, а вот разбойника и самозванца Емельяна Пугачева – наоборот, выказал героем.

Опера, по сути, архаичный музыкальный жанр. Что только ни делают современные режиссеры, чтобы адаптировать его к запросам современного зрителя-слушателя. Но опера – все-таки и прежде всего - музыкальное произведение. Новосибирцы услышали его в оркестровке Дмитрия Шостаковича. В 1962 году он лично присутствовал на спектакле «Борис Годунов» в нашем оперном и высоко оценил, как писала газета «Правда», «творчество солистов, хора, оркестра, оформителей».

bg7

Думается, такие же высокие оценки сделал бы Дмитрий Дмитриевич и сегодня.

Главное действующее лицо и в пушкинской драме, и в опере Мусоргского, как известно – народ. Хор (хормейстер Вячеслав Подъельский) в высшей степени профессионально играет свою роль, серая масса в ватных одеждах («агрессивно-послушное большинство») рыдмя рыдает, прося Бориса на царство. Радуется, ссорится,  сплетничает, поет осанну и наконец проклинает – за меняющимися музыкальными интонациями невольно мелькают «кадры» всей истории российской вплоть до нынешнего дня. Хочешь понять, что происходит? Прислушайся  к голосу «хора». Довольно часто «хор» ошибается с «дирижером», но можно не сомневаться: виноват будет всегда «дирижер»!

- Наверное, задача режиссера – чтобы мы перестали обвинять во всем власть и посмотрели на себя, - резюмировал свой художественный замысел Дмитрий Белов.

bg6

Сценография Глеба Фильштинского лаконична и глубока. На сцене – ни царского пышного двора, ни церковного великолепия. Суровая аскеза – как отражение вечных реалий действительно народной жизни. Какие бы правители ни приходили – народ никак не выберется из нищеты. Спустя три века (!!!) после правления Бориса Годунова, в 2015 году, численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума составляет более 23 миллионов человек!

Царский трон – предмет вожделений отдельных граждан - это просто красный стул,  который может занять и боярин Шуйский, и неродовитый Годунов, и юродивый.

Но народ – это не только крестьяне, торговцы и пр. Так называемая знать – это тоже серая холопская масса в ватных одеждах, только «с кровавым подбоем», почти по Булгакову. Всякая власть – от дьявола? Вынесенный исторической волной наверх, сегодня он знатен и велик, а завтра – казнен на Лобном месте… Помост, сооруженный на сцене, - словно путь восхождений и падений.

Как говорит режиссер, чтобы сделать историю современной, необязательно рядить героев в современные костюмы. Художнику по костюмам Анастасии Шенталинской удалось художественно точное решение: костюмы не нарушают исторического фона, но сделаны стильно, современно и вполне отражают образы героев.

Лишь два героя выбиваются из общей массы - Борис Годунов (Николай Лоскуткин) и Юродивый (Сергей Кузьмин). Исполнение Бориса Годунова можно назвать еще одной творческой удачей заслуженного артиста России Николая Лоскуткина, пополнившего свой оперный репертуар столь сложной и значимой ролью. Его Борис - это действительно драматическая фигура, на протяжении спектакля мы видим его разным, но все время – рефлексирующим, отягощенным какой-то тайной. Артисту удается тонко передать (и что немаловажно – сыграть!) нюансы душевной перипетии своего героя.

bg5

Юродивый – отдельный человек в государстве. Именно ему позволено (кем? Господом?) говорить правду царю. Сергей Кузьмин блестяще справился со своей уникальной ролью.

Возможно, с развитием спектакля большой экран (невольно уводящий внимание зрителя от происходящего на сцене) и большая музыка придут в гармоничное согласие. И «Борис Годунов» станет началом новой эры оперы в нашем любимом театре. Как знать…

Светлана Сучкова

Фото со страницы театра: http://www.novat.nsk.ru/media/photo/boris-godunov/

Comments are now closed for this entry


Поделиться в социальных сетях: