«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Ф.М. Достоевский
В Новосибирске на сцене НОВАТа гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Театр был создан в 1977 году – Ленинградский «Новый балет». Труппа много гастролирует и широко известна любителям балетного искусства во многих странах. Сам Эйфман определяет жанр, в котором он работает, как «психологический балет».
Премьера спектакля «По ту сторону греха» состоялась в 2013 году.
Люблю смотреть балет не с первых рядов, а издали. Тогда открывается вся картина в целом.
И вот Достоевский – балет Бориса Эйфмана «По ту сторону греха» по роману «Братья Карамазовы».
Гениальная музыка С.В. Рахманинова (мой любимый «Вокализ»), Р. Вагнера, М.П. Мусоргского.
Художник: Вячеслав Окунев
Свет: Борис Эйфман
Балет о вере и безверии, о борьбе Господа и Дьявола, о мятежной русской душе, которую мучают извечные вопросы «Есть ли всеобщее счастье?», «Если бога нет, то все дозволено?» О любви…
Декорации церковь – кабак – тюрьма. Лестница, ведущая к небу, и Крест.
Великолепная игра света, голос Инквизитора, произносящий цитаты Достоевского - все это усиливает напряжение и помогает воплотить замысел автора.
– Постановка длилась в течение года. Был поиск движений, комбинаций и поддержек, чтобы передать весь смысл философии Достоевского, – делится своими мыслями Олег Габышев (в балете исполняет партию Дмитрия Карамазова), заслуженный артист России, лауреат премий Золотая Маска, Золотой Софит, премии Президента РФ, ведущий солист театра. – Партия Дмитрия – тяжелая партия и в эмоциональном, и в физическом плане. Она насыщена акробатическими моментами. Здесь важно грамотно распределить силы. Я люблю эту роль и побаиваюсь, чтобы все это выдержать.
Олег – выпускник Новосибирского хореографического училища, работал в нашем театре до реконструкции сцены. И конечно не могла не состояться встреча со студентами.
Гастроли театра насыщенные, времени свободного у артистов совсем немного на прогулки по городу. Еще ведь нужен и полноценный отдых для сохранения хорошей физической формы.
Магия театра позволяет танцевать Достоевского. Этот спектакль – кардинально новая версия премьеры 2013 года. В балете присутствует текст. Это современная пластика с элементами характерных ролей, народного русского танца, с элементами акробатики. Здесь и цыгане, и кабаки. Одно из основных правил хореографа Эйфмана – движение не ради движения, движение – это смысл. Артист как будто говорит слова своими движениями, наполняя их философским подтекстом, жестом передавая энергетику образа. Спектакль «По ту сторону греха» был показан в Китае в прошлом году. Публика принимала с сопереживанием и пониманием происходящего на сцене. Философские темы Достоевского близки всем. Это вечные вопросы, на которые человечество ищет ответы.
– Спектакль заставляет зрителя переосмыслить свои ценности, взглянуть на мир в целом и на те проблемы, которые нас сейчас затрагивают, – считает Сергей Волобуев, исполняющий партию Ивана Карамазова, лауреат премии Золотой Софит и премии Президента РФ. – Спектакль насыщен эмоционально, физически. Зритель ощутит те чувства, те эмоции, которые всех затрагивают. Любовь – для чего нам она, любовь к нашему ближнему?
Грушеньку танцует Мария Абашова, заслуженная артистка России, лауреат премий Золотая Маска, Золотой Софит.
– Грушенька стоит перед выбором. Это типичная женщина, которая живет в каждой из нас, – рассказывает Мария. – Яркий красный наряд – образ роковой женщины, каждый жест, каждый взгляд. Зритель не должен понять, что нам что-то тяжело дается. За время карантина мы так соскучились по сценам, что счастливы танцевать на такой шикарной, огромной, натанцованной сцене как ваша.
Финал семейной драмы Карамазовых страшен. Алеша Карамазов (партию исполняет Дмитрий Фишер, лауреат премии Золотой Софит, премии Президента РФ) в белом священном одеянии пытается втащить упавший Крест на купол церкви, искупить грехи. Ведь они – родные братья. В конце балета звучит пронзительная тема родства, кровного родства.
«Поиск путей к всеобщему счастью и цена такой гармонии, власть порока над человеком, природа подлинной веры – размышляя на эти темы, никто не вправе надеяться на постижение абсолютной истины. Но, затрагивая их, мы шаг за шагом приближаемся к обретению самих себя в несовершенном меняющемся мире». Борис Эйфман, народный артист России, лауреат Государственных премий РФ, кавалер ордена «За заслуги перед отечеством»
Ольга Вьюнова, собкор интернет-портала «Пенсионеры-онлайн»
Фото Виктора Дмитриева