14 февраля в цокольном этаже художественного музея открылась выставка томского скульптора Леонтия Усова «Сибирский валенок». На ней представлены 40 портретов известных деятелей искусства и культуры из кедра, сделанные с юмором и любовью.
Леонтий Усов – заслуженный художник России, Почетный академик Российской академии художеств. Его скульптуры стоят в музеях Томска, Лондона, Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Ливерпуля. Основатель Томской гильдии художников. Председатель жюри международного фестиваля-конкурса «Праздник Топора». Над его Шекспиром ахают именитые шекспироведы из Стратфорда, а томская интеллигенция до сих пор спорит – надо ли было выставлять на набережной босого Чехова. А пока спорят, "Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего "Каштанку", стала визитной карточкой Томска, известной далеко за пределами России.
- Художественных академий я не заканчивал, да и любых других тоже, - рассказывает Леонтий Адреевич. - В юности потёрся в культпросветучилище, а потом пошел работать в театр. Но довольно скоро я понял, что рамки театра мне несколько жмут. Хотелось все время играть «гамлетов», и совсем не так, как это делали другие актеры. И в какой-то момент я понял, что меня обманули: нет великого искусства, есть высокое ремесло. Актер ведь – очень зависимая профессия. Артист зависит от автора, режиссера, музыкантов, даже от помрежа какого-нибудь. А мне хотелось свободного полета, полного самовыражения. Хотелось ярких образов. Тут я и начал рисовать, резать по дереву…В 1972 году я сделал первую свою скульптуру. Потом вторую…
Форма в первый момент кого-то шокирует, но всегда принимают хорошо. Когда я привёз в Стрэтфорд Шекспира, почитатели его таланта бродили вокруг и у всех был один вопрос. Вот эта трещина через весь мощный лоб классика… почему она? Я ответил: «That is the question». И они поняли. Чем ниже опускается вопрос, тем больше он раскалывает человека. Забормотали: «о, question… yes, question»...
Его скульптуры удивительно «неканоничны», в том смысле, что лишены пафосности и скуки. Впрочем, как и сами прототипы – Шекспир, Сальвадор Дали и Пикассо, Чехов и Пушкин. Творчество – это всегда выход за рамки привычного, за рамки канона. Умение взглянуть на мир и на себя с иронией, увидеть , поймать мгновение истины и показать его зрителям. И скульптуры Леонтия Усова именно такие – ироничные, яркие, трогающие душу, заставляющие иначе взглянуть на окружающий мир и привычные каноны.
А дерево – оно самый теплый материал. И такой же вечный, как живопись. Когда открывали пирамиду Хеопса, там обнаружились статуэтки из ливанского кедра. Покрытые по старинному рецепту пчелиным воском со скипидаром, они в помещении могут сохраняться вечно.
В Новосибирске выставка Леонтия Усова продлится до 7 апреля.
Евгения Буторина
Фото автора