Драматическую программу X Рождественского фестиваля открыл Константин Райкин.
На сцене молодежного театра "Глобус" два вечера шел знаменитый сатириконовский спектакль по «Запискам из подполья» Достоевского. Глухая стена, которая отгораживает весь мир... или тот угол, в который забился герой спектакля. Это с какой стороны смотреть.
Там, за стеной - мир. Враждебный и непонимающий. Здесь - маленький, озлобленный, больной бывший чиновник, исповедующийся перед залом. Он бьется о стену в истерике, кричит и бросает в зал речитатив - почти рэп, он выворачивает себя наизнанку и ищет сочувствия. Да нет, не сочувствия – оправдания. Да, я мелкий, злой, да, я тиран… Но ведь и нельзя иначе для человека понимающего и думающего. Никак нельзя...
Два часа Константин Райкин один рассказывает гнуснейшую историю господина Подпольного. С ним рядом – лишь трио музыкантов, поддерживающих ритм, да тени - тени, с которыми играет артист…
Коренастый, лысый, невысокий Райкин вышел на сцену, спустился от будки звукорежиссера – и одним неуловимым движением «взял» зал. И дальше уже – не отвлечься. Искусством держать зал Константин Райкин владеет в совершенстве.
Тридцать пять лет назад молодые Валерий Фокин и Константин Райкин уже обращались к «Запискам из подполья». Тогда они соединили в одном спектакле безысходность Записок и «Сны смешного человека». Один из первых опытов малой сцены - спектакль шел в репетиционном зале на пятом этаже «Современника» - оказался удачным. Запомнился и зрителям, и критикам, и театральным мэтрам.
Сегодня, в расцвете своей карьеры, 60-летний художественный руководитель «Сатирикона» вновь вернулся к Достоевскому.
- Прошло 33 года, - рассказывает народный артист РФ, руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, - и вдруг мне пришла в голову такая мысль, я позвонил Валерию Владимировичу и спросил – а ты не хочешь на большой сцене поставить со мной такой спектакль?
Он ответил – я пока занят, я выпускаю спектакль, я тебе перезвоню через пару недель… Перезвонил через два часа - меня эта мысль захватила!
И появился этот спектакль. Он рассчитан на большую зрительскую работу, это не шлягер. Но Достоевский вообще рассчитывает на большую читательскую работу.
Это произведение вообще мою жизнь как-то поменяло. Этот ничтожный и мерзкий человек – он, как ни странно, в чем-то похож на меня. Я его прочел, и моя жизнь разделилась на две части. И от того, что я его прочел, я избавился от опасности стать таким в жизни. И от того, что я его сыграл – я сам могу идти по другой дороге. Это вообще животворный процесс - если правильно подходить к отрицательным ролям.
Актерам полезно подходить к великим отрицательным ролям. Играя скверну, исторгая ее из себя на сцене, выявляя и превращая ее в искусство, можно избежать опасности быть таким в жизни.
Константин Райкин участвует в Рождественском фестивале в пятый раз. И, хотя он уверен, что фестивальная публика - она особенная, словно дегустаторы, а вино надо делать для пьяниц, а ставить спектакли для нормального театрального зрителя, уставшего после работы - но на Рождественские фестивали приезжает с удовольствием.
- Я в Новосибирске играл много, и этот театр я люблю – здесь сценическое пространство очень похоже на наше. Я помню, какой успех имели мы когда играли здесь «Квартет», спектакль, который я поставил как режиссер. Когда мы вышли на поклон, нам так хлопали, что когда мы кланялись, я говорил актерам: «Вот, кушайте на здоровье». Это очень важно для артиста – иметь успех!
Успех в театре - важнейший критерий, хоть и не абсолютный – уверен Константин Райкин: «Это необходимо, но недостаточно. С другой стороны, если нет успеха, значит, точно допущена какая-то ошибка. Но успех - необязательно крики «браво!» и топанье ногами, им может быть глубокое потрясение для зрительного зала, ощущение понимания и благодарности.
Для меня Новосибирск – город драгоценный. Это интеллектуальный и духовный центр, это очень для меня важно, и поэтому я сюда всегда с удовольствием приезжаю».
Евгения Буторина,
фото автора