1.29°C
eye1
22 сентября 2021
Долматов - Павел Поляков.

Спектакль «Довлатов. Анекдоты», поставленный год назад на сцене театра «Красный факел», был назван экспертным сообществом главным событием театрального сезона 2014-2015гг. Итоги опроса опубликованы в свежем номере театрального журнала ОКОЛО.

Почему Довлатов? – спрашивали журналисты петербургского режиссера Дмитрия Егорова прошлой осенью. В нашей действительности стало так много абсурда, в котором жили герои Довлатова, что нужно как-то абстрагироваться от него, чтобы не стать частью этого абсурда, грустно комментировал постановщик. Талантливый художник – он всегда провидец. Он ощущает нерв и ритм времени, предчувствует грядущее…

Игорь Белозеров

Почему Довлатов? Да потому что все возвращается. Безумие советской действительности, давшее миру слово «совок», возвращается в еще более страшном обличье. Когда под окнами Кремля убивают видного политика, крушат выставки известных художников, судят постановщиков «за оперу», казаки уничтожают памятники истории, бульдозерами давят импортный сыр, депутаты просят ввести уголовную ответственность за сокрытие беременности и т.д. и. т.п. Территория «зоны», так изящно описанной Сергеем Довлатовым, вновь расширяется до пределов всей страны.

И тема отъезда «лишних людей» из своего Отечества, которых ныне опять именуют «пятой колонной», звучит еще более остро. Успешный, читаемый, но уехавший Борис Акунин – неужели это Сергей Довлатов сегодня?

dowl6

Что же мы видим в спектакле «Довлатов. Анекдоты»? Режиссер представил биографическую версию творчества культового писателя российской интеллигенции конца 80-х – начала 90-х. В лице героя спектакля Долматова (актер Павел Поляков) Дмитрий Егоров показывает собирательный образ писателя, который любит свою Родину, хочет жить и творить на родной земле, но вынужден уехать. Почему? Потому что твое творчество не выписывается в рамки господствующего соцреализма. Потому что тебя не издают, а писать в стол для человека, ощущающего себя писателем, – невыносимо.

Это мог быть Иосиф Бродский, Василий Аксенов, Александр Солженицын, Владимир Войнович, Василий Гроссман… Список можно продолжать. Кто-то не выдержал и уехал, кого-то насильно выдворили из страны, кого-то настигло полное забвение…

dowl3

Спектакль выстроен по книгам Сергея Довлатова (кстати, что оказалось сложнейшим для сценического воплощения материалом). Герой Полякова очень похож внешне на Довлатова, только более рефлексивный, что ли?

Название спектакля очень точно отражает веяние эпохи: самым любимым жанром литературы хомо советикуса был анекдот. И в этом смысле режиссер органично выстраивает судьбу своего героя как «собрание анекдотов» его жизни. Ибо вся жизнь в этой стране – и есть сплошной анекдот, начиная с рождения (сцена с репортажем из роддома) и кончая тризной.

Самыми популярными в советские годы, были, пожалуй, анекдоты «политические» (за отсутствием самой политической жизни в стране): о Ленине, Марксе-Энгельсе и, конечно, дорогом Леониде Ильиче. Иллюстрация к этому – яркий довлатовский сюжет про спектакль о Ленине на зоне.

Алексей Межов и Владимир Лемешонок

Несмотря на сложность драматургического воплощения прозы Сергея Довлатова, актеры с удовольствием включаются в рассказывание анекдотов. Делают они это азартно и талантливо, с большим или меньшим «попаданием» в образы, но в целом актерский ансамбль каждого анекдотического сюжета подобран удивительно гармонично. А модная нынче тенденция перевоплощения одного актера в несколько сценических образов позволяет краснофакельским мастерам поиграть, что называется, от души!

Еще одна группа любимых анекдотов советских людей – про национальности. И тут лихо выезжает грузинская свадьба – по-моему, самый блестящий сюжет этого спектакля… А еще в советские времена (да, наверное, и до сих пор) любили анекдоты про евреев (печальная история эмигранта Головкера), про секс и про водку.

Константин Телегин

Водки в спектакле слишком много.

Из Довлатова: «Одного моего знакомого провожали друзья в эмиграцию. Кто-то сказал ему:

- Помни, старик! Где водка, там и родина!»

А там, где водки много, она недорога и всегда есть чем закусить, уже и пить-то не хочется… Такой вот парадокс русского характера.

dowl7

Самая пронзительная сцена спектакля – прощание с Родиной. Режиссер решает ее без слов – в драматическом и жестоком «танго» Долматова с любимой страной. Отвергнутый, униженный, буквально раздавленный – так он заканчивает этот безумный танец, и мы понимаем: он не сможет жить без нее. В истории с Сергеем Довлатовым так оно и вышло.

Пришло время перечитать Довлатова. Или прочитать его заново. Может, для того, чтобы абсурд российской действительности вновь не стал нормой для большинства. А меньшинству не пришлось бы делать этот мучительный выбор между родиной и свободой.

Светлана Сучкова.

Фото Фрола Подлесного, театр «Красный факел»

 

Comments are now closed for this entry


Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

Pensioneri-online
activniy gorod
caritas
fpg
fpg123123
gorod vozm
mtsro
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2