Спектакль « Довлатов. Анекдоты», премьера которого состоялась в сентябре в театре «Красный факел», продолжает собирать полные залы.

Талантливая и яркая постановка вызывает живой интерес к писателю, не признанному в советское время, но ярко рассказавшему о нем в книгах, напечатанных совсем в другой стране. ..

Среди зрителей, с которыми удалось побеседовать, оказалось немало «продвинутых», тех, кто хорошо знаком с творчеством этого автора и, кстати, постоянных посетителей театра «Красный факел». Они легко перечисляют любимые произведения Сергея Довлатова, рекомендуют, с каких следует начинать знакомство с ним, чтобы составить правильное мнение о его творчестве, тематика которого весьма разнообразна.

Есть, конечно, среди зрителей и другие, те, что лишь здесь, на спектакле, впервые познакомились с колоритным и оригинальным творчеством писателя и сразу приняли его в свое сердце. Это было видно по дружной и живой реакции зала, по несмолкаемому смеху и аплодисментам. Да и актеры, на мой взгляд, играли увлеченно, «купаясь» в материале спектакля, в репликах и диалогах, заглушаемых дружной поддержкой зала.

Три с половиной часа сценического времени пролетели незаметно. Режиссура (Дмитрий Егоров) построена так, что держит зрителя «в интересе» от 18-30 до 22 часов. Из пятитомного собрания сочинений выбрано не только лучшее, но и то, что дает наиболее яркое представление о творчестве Довлатова. Тут и «Заповедник», и «Зона», и «Наши», и «Лишний», и «Соло на ундервуде», и др. Эпизоды-мозаики, которые отличают авторский стиль Довлатова, смонтированы в единое полотно и держат в «тонусе» зрителя на протяжении всего спектакля, не оставляя равнодушными никого.

Мастер ярких жизненных сюжетов, Довлатов легко находит путь к сердцу и читателя, и зрителя, и, само собой актеров-исполнителей самых разных героев, зачастую далеких от совершенства, но неизменно жизненных в своем пласте культуры, а потому и доходчивых и живых. Довлатов неутомимо черпал свои сюжеты из самой жизни и, будучи человеком наблюдательным и восприимчивым, с живым даром слова, не избегал самых разных сторон жизни и занятий, впитывая в себя, как губка, все несуразности и парадоксы двойной морали социалистического общества, в котором жил и действовал.

А в жизни его было всё: и журналистика в советское время с его лицемерными стандартами, и «зона», где он проходил армейскую службу во внутренних войсках и которая жила по своим жестоким законам, и заграница, куда он вынужден был уехать, чтобы как-то наладить свою жизнь и в материальном, и в творческом смыслах, так как в Союзе, к сожалению, его не хотели печатать. Так что настоящая известность как писателя к Сергею Довлатову пришла после его переезда в США, где он начал печататься, и за двенадцать лет зарубежной жизни успел издать пятитомное собрание своих сочинений и был, как говорится, на гребне славы и популярности, когда безжалостный инфаркт нагнал его на излете сорок девятого года жизни.

Мало, до обидного мало живут русские писатели, в том числе и те, что были «пересажены» на чужую почву. Да, ему не хватало своего, российского читателя и он страдал от отсутствия этой обратной связи.
Сегодня, когда прошло больше двадцати лет со дня его смерти, Довлатов признан и известен повсеместно. В библиотеках России полки ломятся под тяжестью его многочисленных изданий. Он, наконец, вернулся в Россию, на свою родину, которая не захотела раньше понять и принять его как писателя. Увы, такова судьба многих прогрессивных писателей нашей страны.

Давно уже и Россия, сыном которой он был и остается, не та, и многие факты, описанные им, ушли в историю, и его заслуженное признание и любовь читателей пришли к нему. Как и любовь зрителей, которые с удовольствием смотрят спектакли по его произведениям на сцене.

В Новосибирске с этим успешно справляется театр «Красный факел» - прогрессивный и зрелый театральный коллектив, который заставляет думать, воспитывать сценой и просвещать. И спасибо ему за это! И большое спасибо всему актерскому составу, с таким вдохновением, самоотдачей и достоверностью исполнявшему самых разных довлатовских героев. Да и сам автор в исполнении Павла Полякова был настолько пронизан горячей симпатией и любовью, что даже внешне сливался с ним, становясь неотделимым от живого образа.

Маргарита Данилова
Фото с сайта театра

Comments are now closed for this entry


Поделиться в социальных сетях: