Увидеть известных столичных артистов – всегда удовольствие. Увидеть их в рамках Международного Рождественского фестиваля - удовольствие двойное.
Потому что на фестиваль случайные антрепризы не приезжают, да и вообще... фестиваль – событие знаковое даже для таких театров, как «Современник».
На «Пять вечеров» хотелось пойти с тех пор, как опубликовали программу фестиваля. Очень люблю пьесу, да и увидеть Симонову на сцене хотелось давно. Гармаша я как раз видела в Москве, в «Вишневом саде»… И так трогательно был его Лопахин влюблен в Раневскую Марины Нееловой…
А тут - просто же мелодрама, да еще наложенная на любимый фильм… Дальнобойщик Ильин в мятой рубахе, вечно вылезающей из брюк, меньше всего похож на романтического героя. Резкий, угрюмый, неласковый... Впрочем, и Тамара в исполнении всенародной принцессы Евгении Симоновой на романтическую героиню - тоже. Особенно в первых сценах… Зато потрясающе романтична девочка Катя – вся искрящаяся, летящая, горящая - Дарья Белоусова. И на ее фоне еще ярче рамки, в которых держит себя старшее поколение. Еще смешнее уставшая от ожидания принца продавщица Зоя Галины Петровой, очень правильный Тимофеев, непримиримая Тамара… Это уже не просто рамки – это клетка какая-то! Но вот, вслед за Катей, осторожно из привычных рамок выбирается племянник Тамары Слава – Шамиль Хаматов. А следом осторожно, неуверенно тянется сама Тамара…
Но свою-то клетку мы выстраиваем сами. И Ильин, запутавшись во лжи, испугавшись, сбегает. И вот уже сам Тамара идет его искать… Знаете, а Симонова ведь почти не изменилась. Вот мы все выросли на ее принцессе из «Обыкновенного чуда». Изросли, перестали делать глупости и верить в сказку, постарели… А она внешне не изменилась – так же красива, так же восторженно смотрит, так же верит в любовь. И так же умеет притягивать чудо.
В общем, правильная это мелодрама, «Пять вечеров». Вот только… Мне кажется, что и сами артисты всерьез воспринимать текст пьесы уже не могут. Слишком уж сильно завязана эта история на реалиях времени… И эти герои – их больше нет… Они не могут существовать в сегодняшнем дне. Они были, и мы их еще застали, но вот само время, которым наполнена эта пьеса, которое, собственно, и является одним из ее главных героев – прошло. Его больше нет. И вместе с ним ушли эти люди. Девочка, гордящаяся своей работой на переговорном пункте… Мастер цеха, рассказывающая, как воспитывает свой коллектив… Студент, переживающий за химическую отрасль страны… Дальнобойщик, стесняющийся того, что не стал химиком…
Все, закончилась эпоха, и вместе с ней эти люди ушли. Их больше не будет, и таких, как они,тоже не будет, потому что… Другое время, иные ценности, и мы уже другие. И от этого безумно грустно.
Падет на сцене снег, искрятся снежинки в свете огромного питерского фонаря, и этот фонарь – словно призрак маяка. Он еще указывает путь, но уже нет той гавани, куда он мог бы причалить…
А на следующий день – еще один повод для ностальгии. В рамках Рождественского фестиваля в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца прошел литературный вечер «Демарш энтузиастов, или Когда мы были молодые». В исполнении блистательного Александра Филиппенко прозвучали произведения Довлатова, Жванецкого, Левитанского, Бродского, Высоцкого, Окуджавы, Евтушенко. Рассказ о шестидесятых… Словно специально.
Там, в «Пяти вечерах» со сцены «Глобуса» прощались с нами навсегда пятидесятые годы. Здесь, со цены нового зала филармонии народный артист России Александр Филиппенко вспоминал и рассказывал о чаяниях и мечтах шестидесятников… Свобода, поиски себя как свободной личности, отрицание всяческого гнета и условностей… Какие были прекрасные мечты… Вечера в политехническом, КВН, вера в прекрасное будущее…
Но мы-то уже знаем, что следом за прекрасным порывами к свободе пришла вседозволенность, чернуха, что индивидуальность и свобода творчества как-то очень быстро переродилась в эгоцентризм…
Время энтузиастов закончилось. На смену им пришли «профессионалы», умеющие извлекать прямую выгоду и из протестных настроений, и из свободы творчества…
КВН стал профессией, стихи перестали публиковать, потому что это экономически невыгодно, литература перешла на рыночные рельсы…
Радует лишь одно - полный зрительный зал, который рукоплещет Филиппенко. Значит, все-таки помнят. Значит, любят. Значит, есть надежда..
Евгения Буторина
Фото Виктора Дмитриева