Спектакль «Старого дома» «Ксения Петербургская»  - очень своевременная постановка театра для нашего общества, которое нуждается в милосердии, сочувствии и внимании к человеку.

 Настало время возродить главные постулаты наших действий на все времена  - веру, надежду, любовь, вспомнить старые библейские  истины о добре, зле, умении прощать.

Неслучайно эпиграфом спектакля взято Первое  послание святого апостола Павла к Коринфянам: «Любовь долготерпит,  милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует,  не ищет своего, не раздражается, не мыслит Зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…А теперь прибывают сии три: вера, надежда и любовь, но любовь из них больше».

Премьера «Ксении Петербургской» по пьесе Вадима Леванова состоялась больше года назад, но по-прежнему привлекает зрителя  своим гуманитарным звучанием. Режиссер  Тимур Насиров поставил ее  в виде клейм - небольших отдельных композиций, характерных для описания жития святых в православии.

Но главная героиня – не та мифическая петербургская блаженная из ХVIII века, которая удостоилась чести быть причисленной  церковью к лику святых, тропа к могиле которой не зарастает по сей день.  Это не каноническая повесть о жизни святой. Сохранены только ее имя и похожая судьба: молодая женщина, не в силах перенести смерть любимого мужа, раздает все свое имущество бедным и целиком посвящает себя вере и божьему промыслу.

А Ксения новосибирская еще и имя мужа себе присваивает – «Андрей Федорович», считая, что душа ее любимого перевоплотилась в неё… Ей придется много вытерпеть, много узнать, прежде чем она полностью смирится и со своим горем, и со своей судьбой, и  с людьми, которые  ее теперь окружают, но она все преодолеет, все вынесет, все поймет, и ее душа выйдет очищенной  и высокой из горнила окружающей ее  действительности. Но это не притча, не житие свято, а  игровой спектакль со всеми вытекающими отсюда последствиями – диалогами, сюжетами, музыкой, танцами и колокольным звоном, который только и напоминает о церкви. И о вере, к которой, возможно, рано или поздно все придут, вот только путь у каждого  будет свой.

Современная Ксения, помешавшись от горя, оказывается на самом дне жизни, и только ее личное бесстрашие и вера в добро защитит ее и от лихого бандитского ножа, и от  женского бесчестия, и от морального перерождения. И  от самой смерти, по краю которой она ходила вплоть  до принятия своего священного «сана» - присвоения ей имени святой.

Образ современной блаженной стержнем проходит через все действо, где  перед глазами зрителя  будут и другие, не менее трагичные судьбы – «Марфуши -Христовой невесты», молодой женщины Кати, «Попрошайки на паперти», «Мертвого поэта», бандитских компаний. Саму Ксению исполняют сразу три актрисы, примеряющих на себя непривычный образ  бездомной скиталицы, к которой не пристают ни грязь, ни зло и никакая другая скверна и которая являет чудеса всепрощения и любви к  людям, очищая  и их, и все пространство рядом.

Да, добро может быть немногословным и косноязычным, и в не слишком опрятной одежде, тогда как зло – надменным, лицемерным и всепроникающим. Их порой трудно отличить. Важен конечный результат, важна нелегкая работа  души на этот конечный результат.

Отсюда и сложность этой  игровой пьесы – показать путь, пройденный Ксенией, – от страстно,  плотски  влюбленной в своего мужа и горько  оплакивающей его смерть и помешавшейся на этот почве, до Ксении, забывшей о себе, открытой всем людям, с всепрощающей  и всеобъемлющей любовью  ко всем  « божьим тварям», в каком бы облике они не ходили… А когда весь этот тяжкий путь пройден, блаженная Ксения становится …святой. Значит, все ее страдания и жертвы были не напрасны: истина найдена. Она - в добре. И она  в ней самой, в ее преображении,  в той Вере, которой она жила, в той Надежде, которая ее питала, и  в той любви, которой она исполнена  ко  всем людям.

Вот оно, торжество  библейской  истины , запечатленной в Первом послании  святого апостола Павла к Коринфянам: «…А теперь прибывают сии три: вера, надежда и любовь; но любовь из них больше».

Маргарита  Данилова

Фото: театр "Старый дом"

Comments are now closed for this entry


Поделиться в социальных сетях: