С 18 по 22 ноября новосибирцам была представлена возможность побывать в кинотеатре «Победа» на ретроспективном показе немецкого кино «Вокруг Фассбиндера».
Эта программа Гете-Института в Москве и Новосибирске был посвящена 70-летию со дня рождения одного из крупнейших режиссеров ХХ века – Райнера Вернера Фассбиндера.
На открытии директор Гете-Института в Новосибирске Штефани Петер рассказала, что подобная деятельность явилась программной акцией Гете-Института по продвижению культуры Германии. Цель акции - показать нашему зрителю, любителям киноклассики, как сохраняются немецкие культурные традиции, привлечь внимание к обширному художественному наследию поколения Фассбиндера.
Фассбиндер умер в 1982 году в возрасте 37 лет. За 16 лет он снял 44 теле- и кинофильма. Он постоянно экспериментировал, хотел быть всегда актуальным. Свои сюжеты буквально брал из газет 60-70 годов. Фассбиндер – очень современный режиссер.
Особое отношение у него складывалось с женщинами. Это тяжелые отношения Мастера и его Создания. Свои фильмы в большей степени он снимал о них и для них. «Четыре его «звезды» - Ханна Шигулла, Ирм Херманн, Маргит Карстенсен и Розель Цех – говорят о своем режиссере, каждая в одиночку, каждая в своей гримерке, у зеркала. Фассбиндер оставил след в жизни каждой из этих дам… («Ролевые игры. Женщины о Фассбиндере». Германия. 1992, док.фильм, реж. Томас Хоникель).
Кинопрограмму сопровождал куратор фестиваля «Вокруг Фассбиндера» Михаил Ратгауз (г.Москва) – журналист, кинокритик, эксперт по творчеству Райнера Вернера Фассбиндера. Перед просмотрами он представлял небольшой анонс каждого фильма, а после приглашал зрителей к обсуждению. За шесть дней в «Победе» было показано семь фильмов не только о творчестве Фассбиндера, но и фильмы режиссеров его поколения, живших и работающих с ним в одно время.
Для Фассбиндера чужое кино было основным для собственного образования и познания мира. Еще подростком он учился на фильмах маститых художников, в том числе и на фильмах Андрея Тарковского. Свое кино он снимал очень быстро, за семь-восемь дней.
Восприятие фильмов, представленных на ретропоказе, для сегодняшнего российского зрителя довольно сложно, тем более приятно, когда в зрительном зале находишь подлинных ценителей киноискусства.
Евгений Антропов о фильме «Королевство Неаполь» (ФРГ-Италия, 1978, реж. Вернер Шрётер): «Это просто хороший фильм, я не разбираю, поколенческий он или нет. Кино авторское, качественное, колоритное, а еще я очень люблю страноведческие фильмы, исторические, поэтому по описанию и пришел».
А вот что говорит Константин Скотников о фильме «Ла Палома»( Швейцария - Франция, 1974, реж. Даниэль Шмид) :
- Фильм изысканный, утончённый, даже изощрённый! Фильм для истинных эстетов - то есть для тех немногих, роющих всё глубже и глубже вглубь европейской культуры, европейского менталитета, с его изысканностью, его аристократизмом (нам весьма чуждым), его травматизмом! А как мы хотим представить, описать и показать КРАХ представлений об однозначной, безапелляционной и односторонней (безутешной и всепоглощающей) любви! Любви без иллюзий, иллюзий о якобы безупречном и необходимом мифе о любви, всецело овладевающим влюблённым человеком?! Как в цивилизованной (в культурной, но, тем не менее, интересной) форме представить любовь как наваждение, причём опасное наваждение (часто приводящее к плачевным результатам)? В общем, как? Так, как это сумел представить Даниель Шмид. Но этот фильм - намеренно не для «широкого» зрителя, которому в большинстве случаев нужен миф, поддерживающий его (обывателя) в жизни! Пусть для обывателя сохраняется миф о «большой» всепоглощающей любви!.. Я пережил тонкое (утончённое) удовольствие!
Наследие Фассбиндера огромно, им занимаются, изучают, устраивают международные выставки и показы. И сегодня его творчество актуально в Германии как феномен высокого искусства.
Татьяна Тарновская,
Фото Веры Никонищенко