15 апреля в Новосибирске в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля состоялась российская премьера программы Vadim Repin & Greta Garbo in «Love».
Говорят, немая кинокартина 1927 года «Love» с Гретой Гарбо в главной роли, новосибирским зрителям хорошо знакома – ее не раз показывали в «Синема».
Честно скажу, я прежде ее не видела. И как-то сложно относилась к немым фильмам. Все-таки эстетика их кажется немного вычурной и пафосной. Но любопытство – страшная вещь. И едва организаторы Третьего Транссибирского Арт-фестиваля объявили, что 15 апреля состоится показ кинофильма Эдмунда Гулдинга «Любовь» (1927г.), снятого по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина» с Гретой Гарбо и Джоном Гилбертом в главных ролях, в сопровождении солирующей скрипки и симфонического оркестра, я решила – пойду!
Тем более что солирующей скрипкой выступал Вадим Репин, исполняя музыку, которую специально для этой программы написала греческий композитор Афродита Райкопулус.
Скажу честно - мои ожидания более чем оправдались. Я-то думала, что посмеиваясь над фильмом, я буду наслаждаться игрой нашего оркестра и солированием Репина. Но получила куда больше, чем ожидала.
Это один из тех фильмов, которые и сделали Голливуд великим. Казалось бы, зрителя 21 века, избалованного спецэффектами и многообразием актерских талантов, удивить сложно. Неправда! Есть вещи, которые удивляют и через века. Удивительная ломаная пластика Греты Гарбо, ее и Гилберта игра, умение одним взглядом передать свои эмоции зрителю, работа оператора...
В этом фильме действительно прекрасно все. И уже после первых кадров практически перестаешь замечать всю ту клюкву, над которой можно бы посмеяться - и Каренину в легкой шляпке в санях, запряженных тройкой посреди снежной метели, и странные представления о русском быте…
Да честно говоря, и от сюжета Толстого осталось очень немногое. Но авторы честно же и писали - что это не Толстой, а лишь по его мотивам… Анна замужем за русским дворянином Алексеем Карениным. Она влюбляется в молодого офицера Вронского, бросает мужа и уходит к любовнику, за что Каренин лишает её прав на ребёнка. В итоге Анна страдает…
Но, в отличие от романа, тут Вронский продолжает искренне любить Анну, готов сделать все, чтобы она была счастлива. Однако злобный Каренин не только разлучает сына с матерью, но и добивается увольнения Вронского из полка. А это позор, и чтобы спасти от него любимого, Анна просто исчезает из жизни Вронского на три года. А он преданно любит Анну и ищет ее.
И только случайно увидев в газете заметку про бойкого курсанта Каренина, победившего на скачках, граф Вронский кидается искать мальчика и там встречается с его матерью Анной. Каренин уже умер, влюбленным ничего не мешает...
Пожалуй, впервые в жизни типично голливудская концовка совершенно не мешает. И еще раз подтверждает - когда искусством занимаются гении, у них получается все.
Еще одним равноправным героем фильма стала музыка Афродиты Райкопулос. Она словно выводила кино на новый уровень. Драматичная и лиричная, она сопровождала каждую сцену, усиливая, поднимая драматизм картины на новую высоту.
– Разница от просмотра картины со старым саундтреком, созданным в 20-е годы просто разительная, – рассказал Вадим Репин, художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля, солист премьеры, - для нее очень важно было сделать так, чтобы мне не было скучно играть, ведь не секрет, что киномузыка предполагает простоту, доходчивость – и именно этим жанр и труден. И мне, конечно, очень лестна та тщательность, с которой велась эта работа.
Новосибирск стал первым российским городом, который увидел и услышал этот уникальный проект. Следующее исполнение пройдёт 19 апреля в Москве в Концертном зале имени Чайковского: Вадим Репин выступит с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия». Дирижировать концертами в Новосибирске и Москве, как и концертом в Лондоне, будет Франк Штробель – признанный специалист по соединению кино и живой музыки.
Евгения Буторина.
Фото Виктора Дмитриева предоставлено пресс-службой филармонии