Саксофон: история и судьба. Так можно было назвать творческую встречу с известным саксофонистом Андреем Турыгиным , состоявшуюся в Новосибирской филармонии 15 июня.
От офиклеида к саксофону
Почему поет саксофон, как сложилась судьба творения Адольфа Сакса и самого создателя, легко ли с саксофоном справляются женщины? Оказалось, Андрей Турыгин не только музыкант-виртуоз, успешный педагог, но и замечательный рассказчик. Не полюбить саксофон после этой встречи (даже если кто-то и оставался равнодушен к этому инструменту) было просто невозможно!
Правда, собравшимся на творческую встречу хотелось, чтобы саксофон звучал и звучал… А звучал он по-разному. Старинный – чуть глуховато, но зато «с чувством», а современный – звонко и даже оптимистично.
Саксфон имел немало предшественников (или родственников) – офиклеид, ратофон, сарусофон и другие инструменты, о которых сегодня мало знают даже специалисты.
- Когда я начал задаваться вопросами, в какую эпоху и как играли эти инструменты, я еще очень мало знал о них, - рассказывает Андрей Турыгин. – Однажды попал во Флоренцию, зашел в книжный магазин и увидел книжку про саксофон, на итальянском языке. Я подумал: вот повод выучить итальянский язык! Правда, всю книгу перевести не удалось, но она изобиловала картинками. Так вот, офиклеид фактически не имеет ничего общего с саксофоном.
Да и сам саксофон в 19 веке выглядел немного иначе. Андрей бережно достает из футляра один из раритетов своей коллекции (датировки примерно 150-летней давности) – он значительно меньше своего собрата из 21 века, темнее, сделан из латуни. И, как говорит музыкант, делали тогда инструменты на славу!
Адольф Сакс, великий и несчастный
Самое время рассказать о великом изобретателе бельгийского происхождения Адольфе Саксе, прожившем большую (почти 80 лет!) и полную счастливых и драматических событий жизнь. Саксофон он изобрел в 1838 году, а запатентовал в 1846-м, уточняет Андрей Турыгин. Правда, дожить до всемирной славы своего инструмента ему не удалось, как и многим изобретателям. И умер в бедности, воюя с конкурентами. Его коллекция, составлявшая более 400 инструментов, пошла с молотка.
Андрей Турыгин добавляет: Саксу современный симфонический оркестр обязан еще и тубой (самым большим духовым инструментом) – именно Сакс усовершенствовал вентильный механизм, и в результате туба в конце 19 века прочно закрепилась в оркестре.
Название «саксофон» придумал французский композитор Гектор Берлиоз, который очень симпатизировал Саксу и его детищу. Первая пьеса для саксофона тоже была написана французом - Клодом Дебюсси, а сам Адольф Сакс стал профессором Парижской консерватории.
- Этот человек был не просто изобретателем, а значит инженером и слесарем, он был еще и музыкантом, и педагогом, и предпринимателем, - говорит новосибирский саксофонист.
И нашему музыканту очень хотелось поиграть на инструменте, сделанном если не в фирме Сакса, то хотя бы в годы его жизни. И это случилось! Такой инструмент производства фирмы Buffet 1876 года Андрей Турыгин нашел на исторической родине изобретателя – в Брюсселе.
- И это первый из старых саксофонов моей коллекции, который я смог довести до звучания, - делится музыкант. – Я бы сказал, что старые саксофоны более поющие. Но я еще не справляюсь с ним хорошо, могу играть только протяжные мелодии. Для лучшего результата мне нужно не играть на современном саксофоне несколько месяцев, поскольку механизмы совершенно разные. Кстати, современный значительно мощнее, звучит в два-три раза громче.
Саксофон – вместо голоса
Почему выпускник музыкальной школы по классу фортепиано, трепетно любящий этот инструмент, вдруг оказался буквально одержим саксофоном?
- Если бы я не стал саксофонистом, то стал бы, конечно, пианистом, - вспоминает Андрей начало своей музыкальной карьеры. – Фортепиано безумно люблю! Однажды побывал на концерте в Доме ученых, где играли саксофонисты. Мне было 17 лет. После этого я пошел к кларнетисту нашей музыкальной школы и попросил научить меня игре на саксофоне. Занимался по три часа каждый день, с 7 до 10 вечера. А через полтора месяца вышел на сцену, помню, играл «арию индийского гостя»… И мне понравилось это ощущение – что ты выходишь на сцену и играешь соло. Потом попал в рок-н-рольную группу, участвовал в первом новосибирском Рок-фестивале. Сейчас, вспоминая начало, думаю – почему саксофон? И кажется, знаю ответ. В детстве я много пел, а когда «сломался» голос, мне все равно хотелось петь – наверное, саксофон и дал такую возможность…
Ну а потом инструмент стал судьбой. Андрей Турыгин закончил Новосибирскую государственную консерваторию им. Глинки по классу саксофона у доцента Владимира Толкачева и с 1990-го года является артистом Биг-бэнда Владимира Толкачева, в котором работает и сейчас в качестве солиста и концертмейстера группы саксофонов.
Музыкант классической школы, Андрей Турыгин удивительным образом соединяет саксофонистов-классиков и джазистов. С 1994 года он постоянный участник «Романтик джаз квартета». А с 1995 года стал солистом и концертмейстером группы саксофонов Концертного духового оркестра Новосибирской филармонии.
- Между академическими саксофонистами и джазовыми есть некий конфликт, - говорит Турыгин. – Моя скромная задача – убедить и тех и других, чтобы мы делали совместные джазово-классические концерты.
Одной из таких объединяющих площадок станет Фестиваль «Saberian Sax Fest!», который пройдет с 24 октября по 1 ноября в Новосибирской филармонии. На фестиваль приедут друзья Андрея Турыгина и коллеги по цеху из разных стран мира, среди которых и мега-звезды, как говорит музыкант – например, двукратный обладатель премии Grammy Эрни Уоттс (США). В программе будет все: от Баха до джем-сейшна!
- Саксофонисты – люди неуемные, - смеется организатор фестиваля, - им хочется на саксофоне играть все, чтобы доказать, какой это необыкновенный инструмент. Но Бах и Моцарт не писали для саксофона! А играть гениальную музыку хочется. И поэтому репертуар определяет рост музыканта.
Одним словом, по осени ждем музыкальных сенсаций с фестиваля саксофона!
Все возрасты покорны
С какого возраста можно брать в руки саксофон? Как опытный педагог, а Заслуженный артист России Андрей Турыгин создал и ведет класс саксофона в Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже), а также ведёт класс саксофона в Новосибирской консерватории, - может с уверенностью сказать: с 7 лет уже можно.
Первый его ученик, Евгений Новиков, ныне успешный исполнитель, живущий в Нидерландах, начал играть на саксофоне в 6,5 лет. Новосибирцы могут оценить его исполнение как раз на Фестивале «Saberian Sax Fest!».
Вообще же, считает Андрей Турыгин, саксофон взять в руки никогда не поздно. Однажды к нему пришла брать уроки женщина очень элегантного возраста. «И у нее хорошо получалось!» – констатирует маэстро. Возраст, физические данные (вроде объема легких) не имеют значения. Главное – желание. Ну, наверное, все же, и музыкальные способности? Причем музыкант очень положительно смотрит на женщину с саксофоном. По количеству лауреатских мест его ученицы опережают мальчиков.
Подрастает смена и в семье музыканта:
- Папа, я сначала на фортепиано буду играть, как ты, а потом на саксофоне. Когда ты мне сделаешь инструмент? – спрашивает у меня сын. А я ему обещал «сделать» сопрано-саксофон, он в два раза меньше обычного. Времени, правда, нет, но обязательно сделаю, - принародно обещает вырастить династию саксофонистов Андрей Турыгин.
Кстати, по его признанию, порой он сам «возится с железками», ремонтирует свои инструменты. С большим удовольствием побывал в саксофонном «закулисье» у «бременских музыкантов». На старинной фабрике по производству инструментов в Бремене погружался в процесс, узнал немало технических «секретов». «Что интересно: все, кто делает инструменты, играют на них…»
Саксофон прочно занял почти все позиции в жизни Андрея Турыгина. А еще у него есть идея создать в Новосибирске музей духовых инструментов. И побольше узнать, а может, даже и написать историю появления и развития саксофона в Новосибирске. Но об этом мы услышим, наверное, на следующей творческой встрече.
Светлана Сучкова.
Фото Елизаветы Мартюшевой
https://vk.com/philnsk?z=album-7192674_217134121