В самый разгар трескучих морозов в Новосибирске пахнуло зноем итальянского лета – 15 ноября в «Победе» открылся Российско-итальянский кинофестиваль (RIFF).
Итальянские гости то ли шутят, то ли вправду говорят: в России итальянское кино любят и знают больше, чем на их родине. И неудивительно: в одном только кинотеатре «Победа» ежегодно проходит несколько фестивалей итальянского кино разного формата. На этот раз – самый крупный российский проект, прибыл к нам сразу после Москвы.
Как рассказал на пресс-конференции программный директор Центра культуры и отдыха «Победа» Никита Галкин, программа составлена так, чтобы зрители получили наиболее полный спектр современного итальянского кинематографа. Кроме того, в программу кинофестиваля входят лекции и непременные встречи с творческими представителями кино Италии.
В Новосибирск приехали два режиссера: обаятельный, улыбчивый Джорджио Амато и серьезный, но экспрессивный Давид Гриеко. Оба они как бы и воплощали две ипостаси итальянского кино: Дж. Амато представил «черную» комедию «Министр», а Д. Гриеко – социальный биографический триллер «Козни», посвященный знаменитому кинорежиссеру и поэту Пьеру Паоло Пазолини, зверски убитому в 1975 году.
Почему эта давно произошедшая история остается в Италии актуальной? – спросили Давида Гриеко журналисты.
- Я не могу позволить этой истории уйти. Пазолини был одной из трех с половиной тысячи жертв во время разгула фашиствующих бригад в 70-е годы прошлого века в Италии, - ответил режиссер. – Он открыто заявлял о неприглядных действиях правительства. И был убит по этой причине, хотя до сих пор убийство полностью не раскрыто. Но поскольку Пазолини был гомосексуалистом и не скрывал этого, легко было подать его убийство как убийство на сексуальной почве. Но это не так. В Италии многие знают эту историю, но каждый описывает только одну часть. И я решил взять на себя ответственность рассказать эту историю в максимально открытой форме. И сказать всю правду о Пазолини, а значит, и всю правду об Италии.
«Мы с вами очень похожи», - повторяли оба мастера, имея ввиду, наверное, ментальность россиян и итальянцев.
- Я сразу, как приехал в Новосибирск, почувствовал себя буквально как дома, - поделился с журналистами Джорджио Амато, - пошел прогуляться – кругом итальянские рестораны, пицца… А первое, что я увидел, включив телевизор, - арест министра (министра экономики А.Улюкаева – прим. автора)…
Сеньор Амато признался, что слышал в детстве «сказки» о сибирских морозах от своего дедушки, который воевал на восточном фронте во Второй мировой войне, попал в плен и был отправлен в Сибирь. Оказывается, мы не только «похожи», но и связаны общей историей…
- Дедушка рассказывал, что у людей от мороза отваливались руки и ноги. Я думал, это сказка. Но когда я сегодня вышел из гостиницы и подумал, что сниму перчатки, у меня точно отвалятся руки, - смеется Джорджио Амато.
Вечером 15 ноября итальянские гости официально открыли фестиваль, пошутив опять при этом, что надо было приехать в Сибирь, чтобы увидеть фильмы друг друга! А Давид Гриеко восхищался кинотеатром «Победа»: « Я бывал во многих лучших кинотеатрах мира, но ваш – самый лучший!!!»
Похожи-то мы, может быть, и похожи, но как-то все же мелковато там все у них. Вот фильм «Министр» рассказывает историю о том, как некий предприниматель Франко Луччи (его великолепно играет Джанмарко Тоньяцци) хочет выиграть спасительный для его фирмы государственный тендер и для этого приглашает в гости старого приятеля, ныне министра правительства.
С точки зрения размахов российской коррупции все это выглядит уже смешно само по себе. Квартирка, в которой происходит все действо и сцена подкупа министра, – более чем тесновата. Девочку «для эскорта» министру сняли чуть ли не на улице, а кокаин – наверное, в дворовых «закладках». Да и сам высокопоставленный чиновник правительства, по нашим меркам, тянет не больше, чем на главу сельской районной администрации.
Ну чем может закончиться фильм, который начинается с большой какашки на асфальте? И режиссер нас заранее предупредил: «Здесь нет положительных героев. В фильме все герои – плохие!» Детективная завязка сюжета развивается стремительно, герои то и дело попадают в казалось бы, безвыходные ситуации, которые тут же неожиданно разрешаются. А через несколько кадров – вновь тупик. Ан нет – так и идет плюс на минус, как, впрочем, и жизнь любого из нас. Только в картине «Министр» события спрессованы ровно в 90 минут. И режиссер мастерски делает эти переходы из безвыходных ситуаций в обнадеживающие, приправляя каждую такую развязку-компромисс комическим эффектом. Фильм словно построен на ритмике итальянской речи - события развиваются динамично, как, в принципе, итальянский диалог. Вот только у героев фильма получается лишь видимость диалога. И «черная» комедия оборачивается в финале трагедией: две смерти. Никто не выиграл. И стоит ли такая грязная игра таких свеч?!
На этот вопрос предстоит ответить каждому зрителю. Посыл режиссера: мы сами создаем то, что имеем. Так кто виноват? Как дополнил Давид Гриеко, мы сами являемся и виновниками, и жертвами коррупции.
В фильме заняты достаточно известные итальянские актеры, правда, сегодня их слава, в отличие от актеров эпохи неореализма (того же Уго Тоньяцци, отца Джанмарко Тоньяцци), не столь широка. На вопрос, как режиссерам приходится выбирать актеров для своих фильмов, мастера ответили по-разному.
Джорджио Амато обозначил проблему недостатка хороших сюжетов:
- Мне кажется, что хорошие профессиональные актеры есть и сейчас. Проблема в том, что больше нет хороших историй. А если нет хороших историй, актер никогда не сможет создать хорошую работу. Что касается моего фильма «Министр», то если бы я сейчас переснимал фильм, то ни одного актера бы не поменял!
А Давид Гриеко сказал:
- Когда говорят, что нет хороших актеров, я думаю, что нет хороших режиссеров. Это режиссеры создают актеров. Но есть итальянская традиция - актеров надо находить на улице, это нормальные, естественные люди. Из 60 персонажей фильма «Козни» только 15 – профессиональные актеры. Остальные – с улицы. Для меня работать с ними было необыкновенное удовольствие. Потому что, как говорил Орсон Уэллс (американский режиссер и актер – прим. автора), все итальянцы – актеры, кроме тех, которые на самом деле актеры…
У новосибирского зрителя – еще целая неделя для знакомства с программой кинофестиваля RIFF, прекрасного кинопутешествия по солнечной Италии.
Программу кинофестиваля можно посмотреть здесь
Светлана Сучкова,
Фото с сайта https://vk.com/kinopobeda