В молодежном академическом театре «Глобус» состоялась премьера спектакля «Дядюшкин сон» по произведению Ф.М. Достоевского.
Режиссер постановки – Алексей Крикливый явное предпочтение последнее время отдает высокой классике (до этого была «Крейцерова соната» по одноименному произведению Л. Толстого, высоко оцененная и зрителем, и театральной общественностью). Оба произведения контрастны по жанру и стилистике и очень далеки психологически друг от друга.
Глубокая драма Толстого и саркастическая зарисовка провинциальных нравов российской глубинки своего времени в «Дядюшкином сне». Здесь со всей неприглядностью и большой долей гротескового фарса показан срез общества города Мордасова, где умело верховодит Мария Александровна Москалева, «Наполеон», как ее называют за глаза за невероятный размах замыслов и действий.
Главная интрига, развернувшаяся в спектакле, - приезд в город престарелого и свободного от брачных уз князя К., с которым многие матери семейств связывают тайные надежды. Но более всех - госпожа Москалева, задавшаяся целью во что бы то ни стало выдать за князя свою дочь Зинаиду, девицу с несколько подмоченной репутацией. Она развивает бурную деятельность, в том числе и по устранению с пути не слишком презентабельного кандидата в женихи строптивой доченьке - Павла Александровича Мозглякова и усыплению бдительности всей местной женской верхушки общества, также стремящейся перехватить князя и зорко следящей за ловкими маневрами Москалевой.
О, ей приходится напрячь всю свою фантазию, которой не занимать, чтобы ловко обойти всех и избавиться от назойливых визитов всех этих вездесущих дам, а главное – приблизить и заманить в сети самого князя!.. И, вроде, все ей удается, все роли распределить: и своенравную дочь склонить к «завлечению» князя, и бдительность потенциального жениха усыпить своими поэтическими вымыслами сродни хлестаковским. Но…ненадолго. Всё тщательно возведенное виртуальное здание ее планов вдруг рушится.
Простоватый женишок, не побрезговав подслушиванием, узнает, что его попросту «надули» и в отместку убеждает князя в том, что свое предложение руки и сердца юной девице Москалевой тот сделал …во сне, ему все это просто приснилось после хорошего обеда в доме Марии Александровны и исполнения Зинаидой чувствительных романсов!.. Причем сам князь легко соглашается с этим утверждением, сводя, таким образом, на нет все замыслы госпожи Москалевой.
Она вне себя от негодования от коварства Мозглякова, зато общество, собравшееся у нее, откровенно издевается и потешается над ее бедой. Ну что тут скажешь! Все хороши! Кроме разве Зины, честной и совестливой, которая бросается в ноги к князю за прощением, ей искренне жаль полубезумного старика, которого они с матерью пытались использовать в своих целях... Но вот эпилог спектакля, и мы видим Зину на балу в объятиях другого старика. Значит, материнская школа не прошла даром, и дочка хорошо его усвоила. Она возьмет от жизни все, несмотря на прежние принципы: ведь она дочь своей матери, а яблочко от яблони, как известно, недалеко падает.
Режиссер спектакля сохранил в «Дядюшкином сне» верность авторской идее, тексту и психологическим характеристикам героев: настоящий Мастер умеет ценить другого Мастера. Но, оставляя время и место для собственного творческого пространства, доводит образ Москалевой, этого Хлестакова в юбке мордасовского разлива, до саркастического абсурда, делая из нее откровенное посмешище и возводит на сомнительный пьедестал не очень симпатичную, хотя и принципиальную девицу на выданье – ее дочь Зинаиду, чтобы потом столь же безжалостно сбросить с него в эпилоге.
Для всего хода действия режиссер-постановщик нашел оригинальное решение: все происходит на фоне станции неизвестного назначения и неподвижного вагона, где время от времени скрываются герои, и, как бы в насмешку, использует игрушечный паровоз, который промчался в начале спектакля мимо. Может, режиссер, все еще под впечатлением своей предшествующей работы – «Крейцеровой сонаты», где все действие также происходит в вагоне: герой рассказывает все перипетии его страшной семейной драмы, заново переживая ее и мысленно взывая ко всем ее участникам?..
И что в его представлении этот маленький паровоз? Символ ничтожной мелкости всех мордасовских интриг, которые не более чем игра и детская забава? А кем была в представлении писателя-провидца сама главная героиня с ее недостойными играми и прожектами?.. И чем, как не самой Россией, возможно, был этот город Мордасов, который он откровенно высмеивал за его убогие нравы, а саму героиню по-своему жалел за ее нелепую судьбу, за пустую трату своего таланта и энергии на пустые хлопоты. А, может, вся Россия для писателя состояла из этих «свиных рыл», соединенных в одно общество города с емким именем Мордасов?
Вопросов много и хорошо, что режиссер не дает нам готовых решений и ответов, предлагая зрителю самому делать выводы. И зрителю это нравится, он дружно аплодирует, выражая свое удовлетворение и спектаклем, и режиссерским подходом, и великолепной игрой актеров - Светланы Галкиной (Мария Александровна), Александра Варавина (Князь К.), Руслана Вяткина (Мозгляков), Анны Михайленко( Зинаида), Тамары Кочержинской (Наталья Дмитриевна) и других
Маргарита Данилова
Фото Виктора Дмитриева