В молодежном академическом театре «Глобус» состоялась премьера спектакля «Дядюшкин сон» по  произведению Ф.М. Достоевского.

Режиссер постановки – Алексей Крикливый явное предпочтение последнее время отдает высокой классике (до этого была «Крейцерова соната» по одноименному произведению  Л. Толстого, высоко оцененная и зрителем, и  театральной общественностью). Оба произведения контрастны  по жанру и стилистике и очень  далеки психологически друг от  друга.

Глубокая драма Толстого и саркастическая зарисовка провинциальных нравов российской глубинки своего времени в «Дядюшкином сне». Здесь со всей неприглядностью и большой  долей гротескового фарса  показан срез общества города Мордасова, где умело верховодит Мария Александровна Москалева, «Наполеон», как ее называют за глаза за  невероятный размах замыслов и действий.

Главная интрига, развернувшаяся в спектакле, - приезд в город престарелого и свободного от брачных уз князя К., с которым многие матери семейств  связывают тайные надежды. Но более всех - госпожа Москалева, задавшаяся целью во что бы то ни стало выдать за князя свою дочь Зинаиду, девицу с несколько подмоченной репутацией. Она развивает бурную деятельность, в том числе и по устранению с пути  не слишком презентабельного кандидата в  женихи строптивой доченьке - Павла Александровича Мозглякова и усыплению бдительности  всей местной  женской верхушки общества, также  стремящейся перехватить князя и зорко следящей  за ловкими маневрами Москалевой.

О, ей приходится напрячь всю свою фантазию, которой не занимать, чтобы  ловко обойти всех и избавиться от назойливых визитов всех этих вездесущих дам, а главное –  приблизить и заманить в сети самого князя!.. И, вроде, все ей удается, все роли распределить: и своенравную  дочь  склонить к «завлечению» князя, и бдительность потенциального жениха усыпить своими  поэтическими вымыслами сродни  хлестаковским. Но…ненадолго. Всё  тщательно возведенное  виртуальное здание ее планов вдруг рушится.

Простоватый женишок, не  побрезговав подслушиванием,  узнает, что его попросту «надули» и  в отместку убеждает князя в том, что свое предложение руки и сердца  юной девице Москалевой тот сделал …во сне, ему все это просто приснилось после хорошего обеда в доме Марии Александровны и исполнения Зинаидой чувствительных романсов!.. Причем сам князь легко соглашается с этим утверждением, сводя, таким образом, на нет все замыслы госпожи Москалевой.

Она вне себя от негодования  от коварства Мозглякова, зато  общество, собравшееся у нее, откровенно издевается и потешается над ее бедой. Ну что тут скажешь! Все хороши! Кроме разве Зины, честной и совестливой, которая бросается в ноги к князю за прощением, ей искренне жаль полубезумного старика, которого они с матерью пытались использовать в своих целях... Но вот эпилог спектакля, и  мы видим Зину на балу в объятиях другого старика. Значит, материнская школа не прошла даром, и дочка хорошо его усвоила. Она возьмет от жизни все, несмотря на прежние принципы: ведь она  дочь своей матери, а яблочко от яблони, как известно, недалеко падает.

Режиссер спектакля сохранил в «Дядюшкином сне»  верность авторской идее, тексту и психологическим характеристикам героев: настоящий Мастер умеет ценить другого Мастера. Но, оставляя время и место для  собственного  творческого пространства, доводит образ Москалевой, этого Хлестакова в юбке мордасовского разлива, до саркастического абсурда, делая из нее откровенное посмешище и возводит на сомнительный пьедестал не очень симпатичную, хотя и принципиальную девицу на выданье – ее дочь Зинаиду, чтобы потом столь же безжалостно сбросить с него в эпилоге.

Для всего хода действия  режиссер-постановщик нашел оригинальное решение: все происходит на фоне станции неизвестного назначения и неподвижного вагона, где время от времени скрываются герои, и, как бы в насмешку, использует игрушечный паровоз, который промчался  в начале спектакля мимо. Может, режиссер, все еще под впечатлением своей предшествующей работы – «Крейцеровой сонаты», где все действие также происходит в вагоне: герой рассказывает все перипетии его страшной семейной драмы, заново переживая ее и мысленно взывая ко всем ее участникам?..

И что в его представлении этот маленький паровоз? Символ ничтожной мелкости всех мордасовских интриг, которые не более чем игра и детская забава? А кем была в представлении писателя-провидца сама главная героиня с ее недостойными играми и прожектами?.. И чем, как не самой Россией, возможно, был этот город Мордасов, который он откровенно высмеивал за его убогие нравы, а саму героиню по-своему жалел за ее нелепую судьбу, за пустую трату своего таланта и энергии на  пустые хлопоты. А, может, вся Россия для писателя  состояла из этих «свиных рыл», соединенных в одно общество города  с емким именем Мордасов?

Вопросов много и хорошо, что режиссер не дает нам готовых решений и ответов, предлагая зрителю самому делать выводы. И зрителю это нравится, он дружно аплодирует, выражая свое удовлетворение и спектаклем, и режиссерским подходом, и великолепной игрой актеров - Светланы Галкиной (Мария Александровна),  Александра Варавина (Князь К.), Руслана Вяткина (Мозгляков), Анны Михайленко( Зинаида), Тамары Кочержинской (Наталья Дмитриевна) и других

Маргарита  Данилова
Фото Виктора Дмитриева   

Comments are now closed for this entry


Поделиться в социальных сетях: