Раз в году, обычно в мае, Елена Камбурова приезжает в Новосибирск… Говорят, это уже своего рода традиция. В этом году мне повезло – я попала на ее концерт.
Казалось бы - одна хрупкая женщина на огромной сцене, на которой с легкостью размещается большой симфонический оркестр. Но эти мысли возникли лишь в первое мгновение, когда вышли аккомпаниаторы – пианист и гитарист, и следом за ними появилась Камбурова.
А потом она запела. И голос заполнил сцену и зал, и уже не думалось ни о хрупкости, ни об оркестре.
Это был действительно Театр музыки и поэзии. Той самой высокой поэзии, где драгоценно и значимо каждое слово, и каждое слово звучало со сцены так, как должно было звучать, наполненное любовью и состраданием, болью и радостью. И не просто звучало, а пело на разные голоса – так, как задумывалось и чуть глубже.
Чем отличается хороший музыкант от плохого? Тем, что у хорошего стихи становятся глубже, чем просто стихи. В исполнении Камбуровой песни становится чем-то большим, нежели просто песнями. Удивительное сочетание личности певицы, потрясающего голоса, замечательной музыки, глубоких стихов, дарят зрителям незабываемое впечатление праздника. И потому из года в год, из концерта в концерт, уже не один десяток лет залы на Елену Камбурову заполнены. И то, что песни, звучавшие в этот день со сцены, мы помним с детства, придает ее исполнению еще большую значимость. Потому что она умеет найти в знакомых строчках что-то, что не уловить самому, раскрывает их глубинный, второй и третий смысл. И этот ее талант не менее драгоценен, чем потрясающий голос, который заполняет огромный зал, стихает до шепота и грохочет литаврами...
Мне повезло, в этот раз Камбурова пела то, что я люблю – Окуджаву и Шварца, Высоцкого и Новеллу Матвееву. Песни о любви и о войне, о вечно голубом шарике и часовых любви, о каплях датского короля и закопанных на поле чудес денежках... Лучший, по-моему, репертуар, который только можно представить.
По легенде, Булат Окуджава когда-то сказал: "Мои песни могут петь я и Камбурова". Сегодня не так мало певцов исполняют Окуджаву, но... вряд ли кто-то делает это лучше Камбуровой. А в сети нашла эту цитату
«Булат Окуджава отозвался об этой работе так: "Природа позаботилась о ее вокальных средствах, но разве у нас мало исполнителей с прекрасными голосами? Я поражаюсь широте возможностей, которые демонстрирует этот мастер: точностью ее переходов от острого гротеска к мягкой грустной лирике, от трагической пронзительности к тихому смеху. Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова.»
Когда-то, лет тридцать-сорок назад, нужно было объяснять феномен успеха певицы, рекламировать ее творчество. Сегодня можно только констатировать – несмотря на годы мастерство и талант Камбуровой неизменны. И в свои 74 она не просто легко держит более двух часов полный зал филармонии, не просто дарит людям встречу с высокой поэзией. Она извлекает из знакомых строчек самый потаенный глубинный смысл и преподносит его зрителям как драгоценный дар. Ее театр – это не лицедейство, а высочайший профессионализм исполнителя, когда малейшие нюансы передаются на уровне звучания.
Хрупкая немолодая женщина стоит на сцене и поет. И рядом с ней ты воочию видишь и умирающего лейтенанта, и влюбленную девушку из таверны, и Поэта, дарящего влюбленным планету...
А потом музыка затихает, и ты остаешься один на один с этим миром, подаренным Камбуровой. И он живет в тебе еще долго после концерта.
И невольно загадываешь – в следующем году в мае Камбурова снова приедет, и можно снова попасть на концерт...
Она всегда весной приезжает в Сибирь, ведь тут ее любят, знают, ценят. На ее концертах всегда полные залы. И рядом – Новокузнецк, ее родина, где в 1940 году Елена Камбурова появилась на свет...
Евгения Буторина
Фото автора