10.83°C
eye1
28 июня 2022

Новая версия гоголевского «Ревизора» появилась на сцене Новосибирского театра «Глобус».

«Ревизоров» много не бывает. Классика - она такая, умеет за себя постоять. Помнится, бывали времена, когда в Новосибирске шли одновременно три «Вишневых сада». И всем хватало зрителей, а критики вдохновенно сравнивали Аркадиных …

rev1

Так - под лозунгом «Больше «Ревизоров», хороших и разных» пришла я в «Глобус». На спектакль, поставленный московским режиссером Романом Самгиным.

В пресс-релизе писали, что Самгин – признанный мастер комедии и что его трактовка удивит. Не обманули!

В декорациях художника Виктора Шилькрота, напомнивших «Безумного Макса» или знаменитую «Кин-дза-дзу», живут странные люди – не то бомжи, не то скоморохи в народных костюмах. Периодически им с неба падают разные вещи - то ковры, то шапки, то сейфы и шкафы. Но они не удивляются. Привыкли, видимо.

rev7

Управляет этими странными людьми совершенно мерзкий старикашка в блистательном исполнении заслуженного артиста России Лаврентия Сорокина. Он такой скользкий, такой обволакивающий, такой засасывающий, что уже не волнует, что не разобрать половину слов - какая разница, о чем он говорит. Важно, как он буквально облизывает руки вышестоящим. Как стремительно в бешенстве наказывает нижестоящих. Как буквально стелется под ноги начальству – и все про него ясно…

Его свита тоже совершенна - тихий бунтарь Лука Лукич Хлопов в исполнении заслуженного артиста России Павла Харина. Его не видно и не слышно, но стоит ему отпить живительной водочки, как бунтарь просыпается в нем, чтобы выкрикнуть слово, и снова спрятаться, до следующей бутылки…

rev4

Артемий Филиппович Земляника в исполнении заслуженного артиста России Александра Варавина – это такая подлая скотина, которая заглядывает в глаза и руки целует, и тут же, за спиной радостно предает. Один приличный человек – Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин заслуженного артиста России Ильи Панькова, он и хамит в глаза, и даже, можно сказать, противоречить пытается. Но очень робко. И в платьице женском разгуливает. И пощечины получает все время.

Словом, каков предводитель, таковы и исполнители…

Народ тоже присутствует. На заднем плане. Вот перечислять артистов - зря время терять. Ибо нет в спектакле проходных ролей. Здесь каждый хорош. И заслуженная артистка России Наталья Орлова в крохотной роли унтер-офицерской вдовы, и колоритнейший Петр Иванович Бобчинский в исполнении Руслана Вяткина, и трепетная медведеобразная Марья Антоновна в исполнении Нины Квасовой… Такой сочный, яркий, красочный мир насекомых… ой, каких насекомых, что вы, абстрактных жителей абстрактной пустыни…

rev6

И однажды на их привычные головы прямо с неба падает ревизор…
Ну, вы помните, в пустыне же все падает с неба. И тогда, собственно, и начинается тот самый хорошо известный сюжет.

Иван Александрович Хлестаков Никиты Сарычева обаятелен и мил, как щенок дога, впервые увидавший траву. Актер потрясающе пластичен и органичен. И ведет своего Хлестакова по тонкой грани - когда еще гротеск, но фола нет. Интересная, яркая роль.

rev5

Удивительно ли, что такого очаровательного Хлестакова любят женщины. И громогласная Анна Андреевна Светланы Галкиной, которая вдруг - при всей своей хамоватости, разражается длинными монологами на французском, которые в этой пустыне никто и не понимает... И Марья Антоновна, ужасно похожая на всех шестнадцатилетних дурочек из соцсетей. И Осипова. Которая, в общем, тут как раз совершенно чужая.

Осипова, чтобы вы знали – это бывший Осип. Который слуга. Но тут - милая интеллигентная звонкая-тонкая дамочка, сопровождающая нашего очаровательного Иван Александровича. И с ужасом наблюдающая, как из милого мальчика вдруг лезет.. вот это самое, которое почти насекомое.

Стоит ли удивляться, что едва появляется возможность, Осипова (Екатерина Аникина) хватает своего Хлестакова, усаживает в коляску и увозит. Подальше. От наглой малолетки Марьи Антоновны. От оголтелой хамки Анны Андреевны. Ото всех этих господ, рядом с которыми приличному мальчику находиться никак нельзя!

rev3

На этом Николай Васильевич Гоголь, если вы помните, свою пьесу и заканчивает. Прибегает фонтанирующий слюнями Иван Кузьмич Шпекин - Иван Басюра, радостно рассказывает, что никакой это был не ревизор…

А кто это был и что такое, я не знаю. И точно понимаю, глядя на сцену, что нету никакого Петербурга. И никаких деревень. И вообще нет ничего другого, кроме вот этой пустыни. Огромной, нелепой, непредсказуемой, в которой водятся всякие вот такие... существа.
И оказываюсь права. Потому что… Раздается грохот. И с неба опять падает повозка. В которой Осипова пыталась увезти своего мальчика. Но разве из замкнутого круга можно убежать?

И дальше – поскольку Николай Васильевич слов не написал, начинается совершенно другой потрясающий пантомимный спектакль. Когда рассерженная толпа кидается на Хлестакова. Но на его защиту грудью встает вдруг внезапно повзрослевшая Марья Антоновна. И под силой этой юной любви отступают бомжи. И машет: «была - не была» предводитель. И все дружно садятся за стол, ибо честным пирком надо отпраздновать свадебку...

И только бедная Осипова продолжает выкарабкиваться по канату из той пропасти, в которой обитает ныне человечество.

rev8

А причем тут «Ревизор» спросите вы? Нету у меня ответа. Потому что вот эта концовка – она совершенно искренняя и честная. И она - отдельный спектакль. О том, что свою дорогу в итоге каждый выбирает для себя. И что Хлестаков в эту компанию уж слишком органично вписался. И что если мы хотим, чтобы замкнутый круг вывернулся в спираль, надо самим - вверх по канату...

Но вот к тексту и смыслу «Ревизора» все это отношения, в общем, никакого не имеет. Сквозь песок пустыни пробивается текст Николая Васильевича. Слишком он реалистичный, слишком живой. Слишком современный для абстрактного небытия. Пробивается и напрочь ломает, разбивает на две части логику , разваливает картинку.

Яркий спектакль. Смешной. Актерские работы хороши. Но о чем эта яркая, смешная история, что хотел доказать мне, зрителю, режиссер - не знаю. И невольно вспоминается другой русский классик. «Шумим, братцы, шумим…»

Классика - она такая, умеет за себя постоять.

Евгения Буторина.
Фото Виктора Дмитриева со страницы театра в ФБ:https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1175883339120848.1073741887.294100933965764&type=3

Comments are now closed for this entry


Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

activniy gorod
activniy gorod
caritas
fpg
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2