Новосибирский театр оперы и балета открыл новый сезон балетом «Коппелия» в постановке Михаила Мессерера.
Творческая группа, известная новосибирским зрителям по постановке балета «Золушка», вновь вернулась в театр и порадовала любителей балета. Живописные декорации и классическая хореография сосуществуют с современным высокотехнологичным сценическим решением, предложенным художником Вячеславом Окуневым и режиссёром мультимедиа Глебом Фильштинским. Правда, в отличие от «Золушки», мультимедиа менее агрессивны.
- Технологии сегодня в театре оперы и балета значат то же самое, что и двести пятьдесят лет назад, - рассказал Глеб Фильштинский, - это инструменты, при помощи которых театр остаётся театром. Список инструментов всегда менялся и совершенствовался, это обычный прогресс. Холсты поменялись на видеопроекторы. Но главная суть осталась прежней - мы создаём иллюзии.
Иллюзии, помогающие создать сказку об иллюзии - ведь «Коппелия» - это рассказ о человеке, который чуть не поддался иллюзии и не ушел в иллюзорный мир. Чуть не поверил в реальность куклы.
Тихий европейский городок, в котором жители привычно встречаются на главной площади. Юные Франц и Сванильда, которые любят друг друга и готовы пожениться. Странный дом доктора Коппелиуса, на балконе которого сидит прекрасная девушка в белом. Все юноши городка немного влюблены в очаровательную незнакомку, не избегает этой участи и Франц (солист Михайловского театра Виктор Лебедев). Сванильда (актриса Михайловского театра Анастасия Соболева) сердится на возлюбленного, и когда доктор Коппелиус (заслуженный артист России Евгений Гращенко) теряет ключ, спешит знакомиться с соперницей. А в это время Франц тоже пытается проникнуть в дом доктора. Тут-то их и застает Коппелиус. В оригинальном либретто Шарля Нюиттера и Артюра Сен-Леона доктор опаивает юношу, подсовывает ему куклу… В новосибирском спектакле доктор становится союзником прекрасной Сванильды, которая обижена и хочет посмеяться над влюбчивым Францем, притворившись куклой. И ей это удается. По законам комедии влюбленные легко мирятся, а доктор еще и дарит им на свадьбу крохотную куклу.
- Мы создали этот спектакль по мотивам классических версий, созданных разными хореографами в разные периоды, - рассказал постановщик балетмейстер Михаил Мессерер. - У нас использованы хореографические мотивы и фрагменты хореографии Артюра Сен-Леона, Мариуса Петипа, Энрико Чекетти, Александра Горского. Я видел отрывки из «Коппелии», которая шла на сцене Новосибирского театра. Очень интересный был спектакль. И, конечно, у нас есть схожие текстовые моменты, сложно обойтись без цитирования. Разница в том, что у меня, в отличие от других постановок это балета, сам Коппелиус - добрый. И то, что у нас получилось, мне очень нравится.
Радует, что многочисленные обращения в адрес руководства театра услышаны, и на сцене Новосибирского театра оперы и балета идет спектакль, созданный специально для нашего театра. Спектакль красивый, созданный для семейного просмотра, удивительно добрый и яркий.
Немного обидно, что среди солистов театра не нашлось своих Франца и Сванильды, хотя молодая пара из Михайловского театра действительно очень интересные и многообещающие артисты. Но, увы, не наши. Тем более, это удивительно, что сам Михаил Мессерер очень высоко оценил работу новосибирских артистов.
- Я думаю, этот спектакль будет важен и для труппы, - говорит Михаил Мессерер, - мне очень интересно работать в этом театре, здесь трупа на подъеме, она совершенно не провинциальная. Мы ставим эксклюзивный спектакль в городе, где очень любят классическую хореографию, и мне было важно вместе с труппой театра поработать над спектаклем, который явится в том числе хорошей школой для артистов.
В мире есть много небольших коллективов, которые прекрасно танцуют современный балет. Но очень мало театров, которые имеют возможность поставить полномасштабный классический балет. И труппа новосибирского театра оперы и балета как раз относится к числу тех, которые могут.
Евгения Буторина
Фото автора