В Театре «Старый дом» завершается работа над спектаклем «Цемент» по пьесе Хайнера Мюллера.
Премьерные показы пройдут 19 и 20 марта. Репетиция спектакля 17 марта, на которой присутствовали представители прессы, лишь приоткрыла тайны российской премьеры.
Директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева представила режиссера постановки и исполнителей главных ролей:
− Режиссер Никита Бетехтин уже знаком зрителям по спектаклю «Сережа очень тупой». Спектакль в нашем театре идет с аншлагом. И вот новая работа, на мой взгляд очень актуальная в наше время.
– Для меня это одна из самых масштабных постановок в профессиональной карьере и наверно самый сложный материал, − признается режиссер Никита Бетехтин. − Первая постановка в России.
Пьеса Мюллера «Цемент» по одноименному роману Федора Гладкова переносит нас в 1921 год. Но и текст Гладкова, написанный в первой половине 20-х годов прошлого века, и текст Мюллера, написанный в 1972 году в ГДР, как-то очень странно перекликаются с сегодняшним днем. Как будто Хайнер Мюллер написал нам очень тревожное предупреждение. Автор в своей пьесе проводит аналогии с античными героями, сравнивая Глеба Чумалова (актер Ян Латышев) с Гераклом, а Дашу Чумалову (актриса Наталья Немцева) − с Медеей.
1921 год − один из самых тяжелых для России. Голод и разруха. Вера в идею сходит на нет. И в этот момент появляется герой Федора Гладкова, вернувшийся с Гражданской войны. Он уверен, что люди должны сами восстановить разрушенный завод. Идея зажигает сердца. Но нельзя построить всеобщее счастье на несчастье других…
В одной пьесе встречаются утопия и антиутопия. Две линии − разрушение и созидание.
− Для меня Глеб Чумалов − это герой, у которого конфликт между долгом и чувством, − считает актер Ян Латышев. − Человек боролся за идею. Но рушится семья, умирает дочь…
Хайнера Мюллера всегда интересовала Россия, ведь он − ребенок войны. Он даже был призван на фронт будучи совсем молодым. Но драматург Мюллер ненавидел войну − самую бессмысленную деятельность человечества. Его как философа интересовал вопрос «Кто есть человек? Кто мы есть?»
В спектакле много интересных сценических решений. Необычна сценография – художник Александр Мохов создал сложную и интересную красную конструкцию из 254 шпал-бревен. Интересный звуковой дизайн − находка саунд-дизайнера Яна Кузьмичева. Необычные серебряного цвета костюмы из современных тканей придумал художник по костюмам Алексей Лобанов.
Но не будем пока все расшифровывать. Приходите на премьеру.
Ольга Вьюнова
Фото 2, 4 автора
Фото 1 − предоставлено пресс-службой театра , фото 3 −Евгении Буториной