В Новосибирском областном театре кукол состоялась премьера спектакля «Моцарт и Сальери»
Режиссер Ролан Боннин
Художник Анна Бердникова
Композитор Андрей Кротов
Спектакль 12+
«Наш спектакль – размышление о природе творчества, о сложном пути к успеху и славе. И о том, чем приходится платить за эту славу…» (НОТЕК)
Вечная тема добра и зла. И тем более она интересна в интерпретации театра кукол. Как трудно, сложно передать все эмоции, всю трагедию человека через куклу. Только движение и голос. И музыка…
«Сальери
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.»
В центре сцены Сальери с грустным выражением лица. Наблюдающий всю историю как будто со стороны – как вопрос к вечности.
Спектакль больше о Сальери, о его трагедии. Отравил – почему? зависть? – вопрос еще долго будет будоражить умы меломанов.
«Нет! никогда я зависти не знал» – эта фраза звучит на протяжении спектакля не раз, как оправдание самого себя.
Спустя более тридцати лет после смерти Моцарта в Вене распространился слух о том, что именно Антонио Сальери, знаменитый композитор, отравил Моцарта. Эта версия и легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Таков и финал спектакля.
«Сальери
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
А гений и злодейство –
Две вещи несовместные.»
В 1997 году в Миланской консерватории состоялся исторический судебный процесс с участием музыковедов и экспертов-медиков, рассмотревший обвинение Сальери в отравлении Моцарта и официально признавший Сальери невиновным «за отсутствием состава преступления».
В спектакле на мой взгляд отражена именно трагедия Сальери.
Ученик К.В. Глюка, автор более чем 40 опер, Антонио Сальери был еще и прекрасным педагогом: его учениками были Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Франц Шуберт, Карл Черни. Он возглавлял Венскую консерваторию, был членом Шведской Академии наук и Французской Академии. Его музыкой восторгалась искушенная венская публика.
Но миф о его причастности к отравлению стал проклятием… и никакое опровержение пока не может противостоять этому. Спорить об этом будут еще не одно столетие.
И все же. Возродится ли музыка талантливого композитора Антонио Сальери?
Прочитала на сайте Московского международного Дома музыки о том, что в Светлановском зале «Виртуозы Москвы» 4 октября представят программу для всей семьи «Моцарт и Сальери» и предложат слушателям вспомнить легенду о композиторах, нашедшую отражение в «маленькой трагедии» Пушкина.
В первом отделении прозвучат самые известные симфонии композиторов: Венецианская симфония Сальери и Симфония № 40 Моцарта. Гости концерта смогут сравнить произведения и поразмышлять о мере их талантливости.
Следующий премьерный показ 27 января https://puppets-nsk.ru/afisha/2023-01.
Ольга Вьюнова
Фото Виктора Дмитриева