С 21 по 27 октября 2019 года − вся неделя проходила для музыкального Новосибирска под звуки валторны.
4 концерта в зале на Комсомольском проспекте, 20, где обитает Специальная музыкальная школа, вечера в филармонических залах, абонементные симфонические концерты в ГКЗ им. А.М.Каца и Доме Ученых Академгородка. Не говоря уже о мастер-классах, лекциях, Work-shops, Talk-show и выставке музыкальных инструментов ведущих фирм-производителей.
Для участия в Международном проекте «Сибирские Валторновые дни» приехали ведущие валторнисты России и не только.
Чем объяснить такой повышенный интерес к одному инструменту (бесспорно, с богатой историей и мировым признанием)? Возможно тем, что пришло его время. И почему бы не дать возможность зазвучать голосу валторны в полную силу в огромном, но ранжированном фестивальном мире, где господствуют скрипка, виолончель, фортепиано… Тем более, что есть кому это сделать. И надо признать, что нашлись и те, кто захотел и сумел поддержать и воплотить в жизнь смелый план.
Идея устроить «бенефис» валторны в родной музыкальной школе, принадлежит молодому музыканту – Никите Янковскому. Сегодня он является солистом группы валторн во Всероссийском юношеском симфоническом оркестре под управлением Юрия Башмета и студентом Высшей школы музыки города Люцерна (Швейцария).
Преподаватель Никиты – профессор Оливье Дарбелле, концертмейстер группы валторн в Бернском симфоническом оркестре и камерном оркестре Базеля, – идею поддержал и стал почетным гостем и солистом первого фестиваля валторны в России. Он, кстати, привез и показал новосибирцам так называемую натуральную валторну, предшественницу современной - вентильной валторны, этой блестящей красавицы. И даже исполнил написанную специально для нее пьесу своего отца.
На этом фестивале прозвучало немало самой разной музыки, охватывающей не меньше 5 столетий, классической, фольклорной, киномузыки. Начиная от Баха и его современников, и заканчивая саундтреками в исполнении целого хора валторн к таким знаменитым кинокартинам, как «Титаник», «Пираты карибского моря», «Парк юрского периода». Слушатели убедились: валторне все подвластно. А как удивительно звучит, к примеру, «Тарантелла» Россини в исполнении хора валторн. Недаром композиторы-романтики и классики так любили поручать этому инструменту развернутые соло в своих симфонических полотнах.
В финальном концерте первого международного фестиваля «Сибирские валторновые дни» на одну сцену вместе с Юношеским симфоническим оркестром им. В. Янковского (деда художественного руководителя нынешнего проекта)вышли 32 валторниста. А если учесть, что в Новосибирской области обучаются игре на валторне всего 13 человек, станет очевиднее масштаб события.
Марина Логинова