-19.39°C
eye1
25 января 2022
Сергей Самойленко

В Доме актера открылась необычная выставка «Повторение непройденного. Уличные перформансы 90-х. Кемерово, Томск, Новосибирск».

Как говорят организаторы, выставка посвящена истории акционизма в Сибири - уличным перформансам и хэппенингам конца 1980 - 90-х гг в Томске, Новосибирске и Кемерово.

В застекленных рамках на стенах Дома актера - газеты и фотографии. «Молодость Сибири», «Молодая Сибирь» и «Новая Сибирь» – именно там работал ставший сегодня легендой «Пан-клуб» (Александр Ахавьев, Георгий Селегей, Дмитрий Рябов, Максим Туханин и др.). Несколько фотографий из Кемерова, из театра «Ложа», созданного Евгением Гришковцом. Несколько подборок из Томска - Андрей Филимонов и Макс Батурин создали на стыке конца 80-х - начала 90-х Всемирную ассоциацию новых пролетарских писателей, проводили яркие акции, часть из которых запечатлена в фотографиях.
vrem2

Это все, что сохранилось от акций тех лет - газеты да редкие фотографии. Здесь и сейчас как никогда остро понимаешь, как «далеко шагнул прогресс». Сегодня каждый «чих» обрастает десятками роликов на ютубе, сотнями селфи, многочисленными картинками и сообщениями. С другой стороны – в этом бурном информационном потоке очень легко потерять что угодно, сегодняшний хит забывается мгновенно. А вот художественные акции 90-х все же сохранились в истории. В нашей памяти.

Читаю заголовки: « Под Искитимом убит сын иностранного посла» и вспоминаю, каким открытием и удивлением стала для нас тогда деятельность «Пан-клуба». А ведь это материал о том, как на речке Черной под Искитимом они переиграли дуэль, и Пушкин застрелил Дантеса. Историческая справедливость восторжествовала! А вот – ожившая детская присказка « Под мостом по ймали Гитлера с хвостом». Вот они опоры моста, вот она погоня… Молодым людям, пришедшим на выставку, событие это может быть и не очень понятно. Где-то в середине девяностых присказка эта исчезла, кончилась. А в нашем детстве была широко известна… И Пан-клубовцы вместе со своими постоянными партнерами - артистами театра Афанасьева - ее оживили. 

vrem4

И не беда, что поимку хвостатого наблюдало с десяток очевидцев. Наутро об этом читал весь город!

Это теперь СМИ могут писать что угодно, а тогда деятельность группы молодых литераторов была откровением, гимном свободы и творчества.
- Еще год назад мы задумали и сделали эту выставку, – рассказывает ее куратор Сергей Самойленко. - Первый раз выставка была показана в томском центре современного искусства. Примерно в том же виде. Мне показалось, что именно сегодня это актуально - вспомнить 90-е годы не как лихие, а как годы небывалой свободы для творчества, когда рождались новые формы искусства, до этого совершенно непредставимые. Да, это было дуракаваляние, но оно во многом повторяло мировые траектории искусства.

На открытие выставки пришли немногочисленные зрители, молодежь, для которых 90-е - уже давняя история. И члены «Пан-клуба», солидные и серьезные, уже переросшие свой период дуракаваляния, готовые передать эстафету в новые руки.

vrem3

Управляющий делами «Пан-клуба» драматург Георгий Селегей воспоминает:
- Сначала было такое объединение – «Клуб одиноких сердец поручика Ржевского». Все рожденные там идеи потом реализовались в «Пан-клубе», который и приютила газета «Молодость Сибири».

История «Пан-клуба» начинается с 1994 года. Но еще в 1993-м, как предтеча его акций, прошла в Новосибирске акция с чтением стихов Пастернака «Быть знаменитым некрасиво». Мы сообщили, что это акция для Книги рекордов Гиннеса. Ничего особенного - просто у каждого столба на Красном проспекте нужно было залезть на стремянку и прочитать стихотворение. Сколько столбов, столько раз и прочитать… Да, в книгу рекордов это достижение не вошло – ведь «Быть знаменитым некрасиво»…

Георгий Селегей

Мы все так или иначе были связаны с КВН-ом, но для КВН мы были слишком литературны, а для литературы слишком игривы. И мы пошли в газету – где у нас шли еженедельные выпуски текстов. Эстетика вырабатывалась в ходе работы. Сейчас, когда из нашего времени смотришь назад, самое интересное – вот это ощущение, что это будет востребовано и принято. А в конце 90-х появилось ощущение, что время дуракаваляния прошло. Возможно, это было связано с тем, что советский официоз закончился, но широкой публике было еще непонятно, что можно расправлять плечи и жить весело.
Вот сейчас все акции такого рода воспринимаются иначе, с негативом. А тогда воспринималось с симпатией. Например, Монстрация . Мы-то льстим себе, что мы были родоначальниками такой акции, когда люди выходят смеяться, шутить. Монстрация - веселое жизнерадостное дурачество, но сегодня оно воспринимается очень странно.

- Но оно и цели сегодня ставит другие, - возражаю я. - Уличные акции все больше носят характер политический. Даже если их создатели не имели его ввиду. Одни скандалы вокруг маршрута проведения Монстрации чего стоят.

vrem1

- Я слышал, что идут разговоры о том, что организацию Монстрации собираются перепоручить каким-то более договороспособным людям. Очень хотелось бы, чтобы веселый карнавал в Новосибирске - был.
Да, веселого и радостного сегодня точно не хватает. А ведь было. Смотрим на фотографии - вот томичи устраивают войнушку с коррупцией. А еще артисты театра «Ложа» с плакатами и лозунгами выходили на защиту памятника Маше и медведю. Или, обнаружив залежи старых учебных фильмов, заново их переозвучивали и устраивали международный кинофестиваль… А вот публикации в газете - члены «Пан-клуба» закупили желтую ткань и выложили на льду Оби стрелку по течению, чтобы самолетам было легче летать...

- Да, все это дуракаваляние, но эти действия имели смысл. А то, что происходит сегодня в современном искусстве - оно зачастую лишено смысла, - сетую я.

- Если смысла нет, то это и не имеет отношения к искусству, - парирует Сергей Самойленко. - Это везде, всюду, оно в любом искусстве. Процент настоящего и подлинного, он одинаков во всех сферах – и в театре и в литературе. Но подлинное осталось, а то, что не стоило упоминания - оно потерялось и забылось. И хочется это подлинное, – сохранить и донести. И так же рассеется во времени та ерунда, которая есть сегодня. Важно, чтобы значимое - осталось.

Евгения Буторина,
Фото автора

Comments are now closed for this entry


Поделиться в социальных сетях:

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-60021 от 21.11.2014 г.
Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается с обязательной ссылкой. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов первого интернет-портала для пенсионеров НСО.

Pensioneri-online
activniy gorod
caritas
fpg
fpg123123
gorod vozm
mtsro
nasledie nso
new123
pfr partneri
rostel
rostel2
s3v
scisc
su emblema2
su emblema2
su emblema2