В рамках фестиваля «Классика» на сцене Новосибирской филармонии прошел вечер балета.
Илзе Лиепа и «Русский балет» представили программу, в которой были нескучные истории о балете и гала-концерт ведущих солистов Москвы и Санкт-Петербурга.
Для всех, кто любит балет, этот вечер стал подарком. Ни одного проходного номера, яркий артистизм и высокий профессионализм танцоров! Впрочем, чему мы удивляемся, ведь Илзе Лиепа любит балет еще больше нас с вами, и эта любовь не позволяет снижать планку ни при каких обстоятельствах.
Говорят, что балет на филармонической сцене лишен того очарования, который дарит ему сцена театра. Конечно, концертной сцене не хватает кулис и декораций, к которым привыкли зрители и артисты балета. Но программа «Русского балета» настолько выверена и продумана, что уже на первом же номере забываешь об отсутствии декораций и не обращаешь внимания на то, что небольшая сцена филармонии не дает как следует развернуться для прыжка балеринам…
Хрупая, невесомая Илзе, обладающая удивительной грацией , исполняет импровизацию на музыка Шопена и буквально чрез несколько мгновений она уже в иной роли – ведущей и проводника в мир балета.
Когда и зачем были придуманы пуанты, что такое па де-де и из чего он состоит, откуда взялись пять балетных позиций, как придумывал свои балеты Петипа…
Наверное, любители балета знают эту информацию. Но маленькие истории о балете от Илзе Лиепа – это еще и спектакль, и возможность прикоснуться к истории балета, который олицетворяет эта женщина, поставившая своей целью сохранять тот одухотворенный, эмоциональный и яркий балет, который гремел да и продолжает греметь на весь мир. Именно этот балет привезла на наш фестиваль народная артистка России Илзе Лиепа.
В программке написано - ведущие солисты театров Москвы и Санкт-Петербурга. Легкие, яркие герои балета Р.Дригопа «Арлекинада» Георги Смилевски( младший) и Александра Дорофеева покорили с первых минут. Юноша так легок и прыгуч, что, кажется, еще мгновение – и взлетит.
Под стать ему и партнерша. Молодые, жизнерадостные, они фонтанировали эмоциями, зажигая зал. Классический, столь любимый всем нами балет.
Дуэт из балета «Призрачный бал» на музыку Шопена в исполнении народных артистов Натальи Крапивиной и Георги Смилевски (старшего) с первого взгляда тоже решен в стиле традиционных канонов. Но до поры до времени, а потом прочтение образов становится глубже, движения откровеннее. Хореограф-постановщик Д.Брянцев осторожно переплетает нити, органично продолжает рисунок привычного классического танца. И понимаешь, что это уже совершено современные решения, современное прочтение, современные реалии.
Его же «Романс» на музыку Свиридова задуман совершенно иначе. Нарочито грубые, неровные движения.
Изломанность линий – как изломанность судеб. Никаких красочных костюмов – лишь рубища, никаких ярких декораций - лишь деревянные табуретки. Георги Смилевски и Наталья Крапивина нарочито некрасивы, их движения дерганы, лишены плавности, поддержки грубы.
Но за этой некрасивостью столько чувства, что когда герои расстаются, эмоции рвутся со сцены, ослепляя и заставляя замирать от горя.
Хулиганский номер в стиле кабаре «Встреча» на музыку Леграна в обработке И.Крутого в исполнении Илзе Лиепы – танец о танце и о любви, или о любви к танцу? Небольшая история, наигранная на пианино в маленьком кафе крошечного французского городка. Еще одна встреча - но с более счастливым концом.
Танец Шерлока хореографа М.Акелькиной в исполнении Георги Смилевски- младшего под музыку Х.Циммера – это тоже современная хореография, не двадцатый даже век, двадцать первый. Смилевски-младший танцует не просто Шерлока Холмса, он танцует Шерлока в исполнении Камбербетча.
Ломаные, резкие движения, одиночество, полет тела – как полет мысли… Оригинальный, интересный номер. Да и артист очень интересный и уже состоявшийся, несмотря на молодость.
Солистка Михайловского театра Анастасия Ломаченкова и солист Большого тетра заслуженный артист России Андрей Болотин представили новосибирцам классический балет в его лучшем варианте.
И лирическое потустороннее па-де-де из легендарной «Сильфиды» Левенскольда и яркое, фееричное па-де-де из «Дон Кихота» Минкуса. Показали ту красоту, филигранную точность и высокий полет, благодаря которым «мы в области балета» всегда были «впереди планеты всей».
Каскады прыжков и знаменитые 32 фуэте, прекрасное исполнение лучших хореографических номеров русского балета. Идеальная иллюстрация к определению классики, данному организаторами фестиваля - «нечто образцовое, совершенное, вне зависимости от жанра и эпохи».
Евгения Буторина,
Фото Виктора Дмитриева