Новый сезон в Новосибирском оперном театре, хотя и с некоторым опозданием, открылся 13 ноября балетом Арама Хачатуряна «Спартак».
Кроме того, первые зрители увидели обновленные нарядные интерьеры, яркие ковровые покрытия, богатые драпировки, красивую мягкую мебель в холлах, обилие хрустальных люстр, преображенный партер и много других изменений.
Как рассказал глава Санкт-Петербургской фирмы «РосИнтерьерРеконструкция» Никита Архипов, выполнявшей реставрационные работы, за три месяца сделано много, но работы продолжатся – и по реставрации большого зала (амфитеатр), и концертного.
- Мы,- сказал он,- старались по возможности сохранить исторический облик прежнего театрального пространства для воссоздания обстановки сталинского ампира. Нас вдохновляла эпоха фильмов Любови Орловой, из которой мы стремились взять лучшее, избавившись от эклектики прежних ремонтов. Так, в променуаре второго этажа был бережно сохранен благородный жемчужно-серый цвет исторических фризов, а синие напольные ковровые покрытия вызваны желанием поддержать гармоническое единство интерьера. Отсюда и голубой бархат мягких кресел для отдыха вместо жестких и неудобных прежних банкеток.
- Новые зеркала - продукция новосибирской компании «Большевик»,- тоже прямая цитата сталинского ампира, но большая часть реставрационных заказов была осуществлена за рубежом: люстры в Австрии, кресла для партера (755 штук) выполнены итальянской фирмой Poitrona Fram, в портфолио которой работы для Ла Скала, Венской оперы и других крупнейших оперных театров Европы. Кстати, кресла были сделаны по образцу кресел 1945 года, с точным воспроизведением фланцев и подлокотников, но добавлена бархатная обивка задней части для улучшения акустики в зале. Кресла очень комфортны. И вообще, о зрителе позаботились как следует: приподнят пол партера, что позволяет хорошо видеть сцену с любого ряда. Убран широкий центральный проход в зале, где теперь размещены кресла и с таким расчетом, чтобы зрители могли видеть происходящее на сцене с любой точки и смотреть прямо, по центру, который раньше занимал проход.
Восстановлена историческая справедливость, и на фронтоне здания теперь установлена памятная доска в честь первых создателей оперного театра, невинно пострадавших в годы репрессий. Она была торжественно открыта 13 ноября, в старт нового сезона. Директор театра Владимир Кехман пришел на митинг в честь этого события в сопровождении дочери инженера Сергея Полыгалина, автора инженерного решения уникального купола, ставшего символом сибирской столицы, назвав его настоящим «чудом». Он поблагодарил Марию Сергеевну Виноградову за ее верность отцовской памяти и проявленную настойчивость и преподнес ей большой букет белых роз.
И в постскриптум. НОВАТ - такова аббревиатура нового имени Оперного - Новосибирский академический театр.
Маргарита Данилова,
Фото Натальи Резниковой