Странные существа женщины. А французские женщины, если посмотреть спектакль «Тектоника чувств» по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта, поставленный на малой сцене «Красного факела» - странные вдвойне.
Показалось однажды Диане, которую играет Екатерина Жирова, что ее поклонник Ришар в исполнении Ильи Музычко - стал как-то поспокойнее, не каждую минуту рядом, значит, разлюбил… Промолчать? Ни в коем случае! Женщине-парламентарию непременно надо проверить, так ли… И дальше действие развивается по всем канонам дамского романа, собирая не раз проверенные штампы – от заявления «останемся друзьями» до найма проституток для роли непорочной студентки.
В общем, если вы дамские романы читали, то все эти хитрости вам хорошо известны. А если не читали – то вы все равно не поверите, что такое можно воспринимать всерьез.
Мелодрама с пафосными диалогами и самыми идиотскими поступками героинь изо всех возможных… Это – если говорить о пьесе. А вот спектакль, поставленный молодым режиссером Сергеем Чеховым, приятно удивил. То есть тот самый случай, когда обращать внимание стоит именно на то, как сделано.
Режиссер вводит в пьесу еще одного героя – Автора (Антон Войналович), того самого рассказчика, который вместе с нами наблюдает историю, порой комментирует ее, снижая пафос мелодраматических диалогов, помогая создавать театр в театре. Ту реальность, где зритель понимает, что перед нами разыгрывается история, и не надо принимать ее буквально. А в диалоге, когда Диана приходит к Ришару рассказать о том, что она сделала, артисты молчат – их диалог читает автор. И этот опосредованный диалог звучит уместнее и правильнее, чем сама Диана признавалась бы в идиотском поступке…
Автор ловит героиню, когда та падает от боли, поддерживает в минуты скорби, комментирует авторскими ремарками все то, что происходит на сцене… И хотя и Виктория Левченко в роли Родики, и Клавдия Качусова – Анка, и Галина Алехина – мадам Помрей, как и главные герои – Диана и Ришар – отыгрывают по полной, авторские ремарки подчеркивают гротеск происходящего и одновременно придают действию драматичности.
Спектакль получился клиповым, очень современным. Подчеркнутая театральность действия, быстро меняющие друг друга эпизоды, пластическое наполнение образов – все это приближает действо на сцене к кинематографу. Тут постоянно крупный план – когда герои выходят к микрофону на авансцену. Режиссеру важны не перипетии сюжета, а внутренний мир героев.
Все это стильно, по-молодежному современно. И это правильно – с кем говорить о любви, как не с молодыми, на понятном им языке, в понятных им реалиях?
Именно о любви, а не о том соперничестве-вражде-гордыне, которой пропитаны изначально отношения Дианы и Ришара, Дианы и ее матери. О любви, которую вдруг обретают Анка и Ришар. На которую способна Родика. И которая лишь манящим призраком намечается в судьбе Дианы, лишь обозначая надежду. Но надежда эта вполне закономерна. Не совсем же наша героиня идиотка, что-то она поняла, что-то вынесла из этой истории. Да и автор ей поможет. Как помогал на протяжении всего спектакля. Мир изменять легко. Трудно изменить себя. Может быть, у Дианы получится.
А может быть, получится и у зрителей…
Евгения Буторина,
Фото Фрола Подлесного предоставлено пресс-службой театра.