В театре «Глобус» состоялась премьера спектакля «ПослеЗавтра» по произведениям Рэя Брэдбери.
Это уже не первая постановка санкт-петербургского режиссера Дмитрия Егорова на новосибирских подмостках. Были потрясающая «История города Глупова» по Салтыкову-Щедрину и прекрасный спектакль «Довлатов. Анекдоты» в театре «Красный факел», «Песни о Родине» (совместно с Алексеем Крикливым и Павлом Южаковым в продюсерском центре «Гамма»). Эти постановки отличались ярко выраженным публицистическим подходом автора, его стремлением обозначить свою гражданскую позицию в свете нынешних общественно-политических реалий страны. Так и Рэй Брэдбери на протяжении всей своей долгой литературной жизни пытался предостеречь человечество от глобальной катастрофы.
«ПослеЗавтра» - очередной шаг режиссера в этом направлении. Неслучайно выбран американский материал. Это безопасно во всех смыслах – никакие так называемые «православные активисты» и иже с ними не подкопаются. Плохо говорить об Америке и американцах сейчас стало не просто нормой в общественном пространстве, но и прогрессирующе-агрессивным трендом. Но такое ощущение, что в спектакле это не Штаты, и не Брэдбери, и не фантастика, а самая что ни на есть голая российская действительность.
В последнее время большим подспорьем для театрального зрителя становятся программки. Это своего рода путеводители-подсказки по спектаклям, которые зачастую превращаются для зрителя в замысловатый квест. Вот и Дмитрий Егоров заранее акцентирует внимание на ключевых моментах своей постановки. Подзаголовок к названию – «Человеческая история». Режиссер, словно Вергилий, ведет по кругам ада современной жизни. Или будущего, уже ставшего настоящим?
А чтобы выбор режиссера стал понятнее – ставит краткую биографическую справку про культового писателя XX века. Рэй Брэдбери вырос в книжном мире, и любимые герои его – книжные люди, которые чаще всего и живут в мире фантазий. Дмитрий Егоров – похоже, такой же книжный человек, и многие его спектакли – это попытки актуализировать вечные произведения, которые в каждой эпохе отзываются по-разному. Для своего публицистического высказывания режиссер выбрал 12 произведений великого мастера фантастики.
Новеллы объединены сквозной темой Апокалипсиса. Кто-то скоро нажмет ядерную кнопку и мир рухнет. Над авансценой все время меняются цифры мирового таймера: до конца света осталось 60 минут… 15 минут… Так мы (человеки) любим вести обратный отсчет: до Нового года, до Олимпиады, до черти чего…
Самое страшное, оказывается, не сам Апокалипсис, а ожидание его. Трагическое ожидание судного дня на сцене «Глобуса» создается с помощью сценографии, световых эффектов, музыки, вообще звукового ряда (великолепная сценография и костюмы - Евгений Лемешонок; порой ошеломляющие, но художественно точные световые решения - художник по свету Елена Алексеева; гармоничное использование средств мультимедиа - Наталья Наумова (Москва), проникающие до глубин музыкальные композиции – Денис Франк, Дмитрий Егоров). Зритель без очков 3D реально погружается в действие: в прошлое, в будущее, в космос.
И все время слышатся голоса сверху… Владимир Лемешонок что-то вещает от имени автора (или Создателя?).
Как ведут себя люди перед надвигающейся общей бедой? Кто-то пытается предотвратить ее? У последней черты обнажаются буквально до дна и самые чистые, и самые черные человеческие качества.
Библиотекарь (Вячеслав Кимаев) сопротивляется, когда в его хранилище духовных ценностей приходят чернорубашечники, и погибает в неравной борьбе.
Мусорщик (Артур Симонян) пытается понять, что происходит, но под гнетом обстоятельств (жена, дети, которых надо кормить) приспосабливается к ситуации.
Сержант (Алексей Архипов) уже придумал верное средство против войны, но его все равно объявят сумасшедшим и убьют, хотя бы ножкой от стула, если все оружие рассыпалось от ржавчины.
А полковник Фрили (заслуженный артист России Евгений Калашник), прикованный к инвалидному креслу, слишком бессилен даже для того чтобы позвонить по телефону.
Пешеход (филигранно точная работа заслуженного артиста России Ильи Панькова) - из породы «гнилых интеллигентов», так и вовсе сам сует свои руки в наручники и покорно следует в кутузку.
Уильям Петерсон (заслуженный артист России Павел Харин) раньше боролся, но устал настолько, что очерствела душа – через эту каменную броню не может пробиться даже любящее одинокое сердце Мэри (Анна Михайленко).
Наиболее живыми и естественными в этом хаосе грядущей катастрофы остаются женщины – прекрасное трио домохозяек (Ирина Камынина, Наталья Тищенко, Евгения Краснова). Смешные и трогательные, они до самого конца не теряют надежды, поскольку знают, что домашняя работа и забота о близких никогда не кончаются. Какой Апокалипсис? Надо идти лущить горох для обеда…
Актерам в этом спектакле мало что приходится играть. Часть из них просто выполняет роль статистов, обрядившихся в костюмы пожарных, похожих на фашистов. Они долго вытряхивают с полок библиотеки книги, которые, по указанию «сверху», людям уже не нужны. Их начальник (заслуженный артист России Лаврентий Сорокин) практически весь сюжет сидит спиной к зрителю.
А, может, в этом и проявляется один из режиссерских замыслов: а что играть, когда все – винтики в огромном механизме и тупо выполняют чью-то волю свыше, будь то бригадир среднего звена, лечащий врач или некий правитель, которые тоже выполняют чью-то волю...
Вот он вышел на трибуну (заслуженный артист России Лаврентий Сорокин) – и толпа покорно последует за ним, даже зная, что несет он полную чушь или такую же несусветную ложь. Мир уже рухнул, два безбашенных космонавта (Никита Сарычев и Руслан Вяткин) прилетели на Марс – и человеческая история опять покатилась по спирали! В этом месте режиссер понял, что переборщил с публицистическими декларациями и дал зрителям наконец вволю посмеяться.
Что перед этой толпой герои-одиночки?! Идущие против толпы обречены на гибель.
Но об этом еще не знает мальчик Том. Вся надежда на Тома (Илья Чуриков), мальчика, отказавшегося плевать в портрет Моны Лизы на площади (рассказ «Улыбка»). Он все еще верит, что красота спасет мир.
- Как ее звать, сэр? - тихо спросил Том.
- Картину-то? Кажется, «Мона Лиза»…Точно: «Мона Лиза».
- Но, - медленно произнес Том, - она же красивая!
Да. Мир все еще стоит на месте. И Мона Лиза все так же встречает в Лувре тысячи паломников, жаждущих сделать селфи на ее фоне. И она красивая!!! Но в мире по-прежнему жгут книги. И уничтожают людей, которые их пишут. Идет война и льется кровь. И кто знает, может, уже запустил свой отсчет зловещий таймер Апокалипсиса…
Светлана Сучкова,
Фото Виктора Дмитриева https://vk.com/album6676440_238341494