Один раз в году у новосибирцев есть возможность увидеть всех ведущих артистов всех новосибирских театров в одном месте. Это – день подведения итогов одного из старейших в России профессионального театрального конкурса «Парадиз».
В течение года члены экспертного совета осматривают все премьеры новосибирских театров, неделю перед «Парадизом» компетентное жюри, состоящее из музыковедов, театральных критиков, артистов и прочих посвященных, смотрит спектакли в драматических театрах и театре кукол.
И наконец, в понедельник, который традиционно выходной во всех театрах, Новосибирское отделение Союз театральных деятелей при поддержке министерства культуры Новосибирской области проводит торжественную церемонию. Победителям вручают бронзовые статуэтки с изображением райского яблока.
Словом, все происходит практически как на «Золотой маске». Но знающие не удивляются. Ведь «Парадиз» старше всероссийской театральной премии, в этом году его проводили уже двадцать девятый раз. И Мария Ревякина, прежде чем уехать в Москву и возглавить «Золотую маску», не раз участвовала в «Парадизе» как директор театра «Глобус».
У новосибирской театральной премии множество смыслов. Первый – это, безусловно, оценка профессионального сообщества. Которой дорожат. Второй - это возможность заявить о себе, услышать отзывы коллег и проверить, в ту ли сторону идут эксперименты. А на эксперименты новосибирские театры идут охотно и радостно. И если зрители порой относятся к особо новаторским идеям настороженно, то профессиональное сообщество как раз присматривается с большим интересом. Ну и третий смысл церемонии – встретиться, обрадоваться друг другу, обменяться новостями.
Поэтому на церемонию гости приходят заранее - чтобы успеть угоститься шампанским, дружно сфотографироваться под свежевыкрашенным баннером «Парадиза», поздороваться с коллегами и друзьями.
Да и само награждение - это такой уютный капустник, когда умные интересные люди на сцене говорят с умными интересными людьми в зале о том, что важно для всех. Говорят стихами и прозой, с юмором и серьезно. Говорят о новосибирских спектаклях и об искусстве, о своих мечтах и о том, что они сбываются.
В этот раз на сцене был установлен самый настоящий трон, и награжденные сидели на этом троне как короли.
Да, собственно, они и были королями этого праздника. И юные дебютантки, как у Софи Бачаевой, спевшей Франческу в опере С. Рахманинова «Франческа да Римини» и Арины Литвиненко, награжденной за роль Маргрете Ирене в спектакле «Пианисты» по повести Кетиля Бьёрнстада и любимая всеми и бесконечно заслуженная хормейстер Новосибирского музыкального театра Татьяна Горбенко, получившая премию за выдающийся вклад в развитие театрального искусства Новосибирска.
Основная конкуренция развернулась среди мужчин - когда в сезоне главные роли в прекрасных спектаклях играют Андрей Яковлев, Анатолий Григорьев и Лаврентий Сорокин, трудно угадать фаворита.
Но в итоге Андрей Яковлев получил специальный приз от секции театральных критиков за исполнение роли Зилова в спектакле «Утиная охота» (Новосибирский городской драматический театр). Лаврентий Сорокин за роль Луки в «Подонках» театра «Понедельник - выходной» был награжден номинации «За роль второго плана», чему публично удивился. Не награде, а именно номинации.
А Анатолий Григорьев стал обладателем приза «За лучшую мужскую роль» – но сразу за две роли: Васьки Пепла в спектакле «Подонки» по пьесе М. Горького «На дне» (театр «Понедельник - выходной») и Типа Гамлет в спектакле «Sociopath» (Новосибирский драматический театр «Старый дом»).
Театр «Понедельник - выходной», отработавший в городе всего один сезон, буквально ворвался на «Парадиз», взяв и главный приз «за новаторский театральный проект». Спектакль «Подонки» по пьесе М. Горького «На дне», режиссер Сергей Дроздов, удивил и порадовал жюри и был отмечен неоднократно. Конечно, часть артистов была привлечена из других театров, проект был объявлен временным, но спектакль состоялся и стал событием в театральной жизни города.
А вторым главным призом «За актуальную режиссерскую репрезентацию классики» был награжден «Sociopath» Андрея Прикотенко. И очень жаль, что без награды остался исполнитель роли Клавдия Ян Латышев. Но, увы, решает это жюри и лишь жюри.
В номинации театральных фотографов лучшим был назван большой друг нашей редакции и всех театралов фотограф Виктор Дмитриев. А со сцены прозвучало предложение вернуть номинацию театрального критика. Так что, возможно, в прессе появится больше публикаций о театре.
Яркий праздник на сцене Камерного зала филармонии театра закончился , чтобы в декабре начаться вновь - 2019 год объявлен в России Годом театра, а, значит, нас ждут новые премьеры, новые роли и новые встречи.
Евгения Буторина
Фото автора
Подробный список лауреатов можно посмотреть здесь.