Накануне премьеры своего спектакля «Пер Гюнт» по произведению Г. Ибсена на сцене театра «Старый дом» итальянский режиссер Антонио Лателла встретился в книжном магазине «Плиний Старший» с новосибирскими зрителями.
Имя Антонио Лателла уже привычно ассоциируется с Новосибирском. Его первая постановка в «Старом доме» – «Трилогия» по пьесам древнегреческого драматурга Еврипида произвела культурный шок в театральном пространстве города.
Как случилась эта встреча, и рассказал режиссер:
- Я работал себе спокойно в Италии, когда ко мне обратилась дирекция театра «Старый дом». В тот момент я не знал, где находится Новосибирск, что такое этот театр… Они меня нашли, потому что мое имя довольно известно в Европе. В отличие от «Трилогии» «Пер Гюнт» будет посерьезнее. Будет ощущаться разница и в игре актеров. Это такое путешествие «в незнаемое» в поисках ответа на вопрос: кто ты? знаешь ли ты себя? Актеры бедные, я очень много с них спрашиваю...
Почему «Пер Гюнт»? Сложнейшая философская драма норвежского писателя, написанная почти столетие назад, имеет небольшую театральную историю. В России – это единичные постановки, одна из них – осуществленная Марком Захаровым в Ленкоме. А впервые у нас драма Ибсена была поставлена в Московском Художественном театре в 1912 году. Примечательно, что эскизы декораций к спектаклю делал Николай Рерих.
В новосибирском спектакле, по замыслу постановщика, декорации, как и музыка, не будут иметь самостоятельного значения, они лишь – «продолжение драматургии». Свой выбор драмы Ибсена режиссер объясняет тем, что его в первую очередь привлекал философский подтекст: «Ибсен изначально писал, что его роман не предназначается для театра. Для меня это попытка сделать философию «практической». Мне нравится работать, когда есть только вопросы, но нет ответов. С того момента, когда ты начинаешь спрашивать: кто я, почему я здесь, ты начинаешь жить по-другому».
Антонио Лателла отметил, что «спектакль будет менее скучным, чем книга». Тем более что он столкнулся здесь с советским вариантом перевода книги, с идеологической цензурой, которая исказила оригинал. Кстати, «трудности перевода» преодолевала и труппа театра в общении с режиссером, но помогает, как он выразился, «общетеатральный, материнский язык». Сам Антонио 15 лет был актером, и поэтому многое может показать сам, нежели объяснять на словах.
От актеров в этом спектакле он требует особой исполнительской манеры: «Мне нужны актеры, которые смогут выбросить из головы абсолютно все и стать свободными. Единственное, что они должны будут оставить от себя, - это мужество и уверенность».
Хореограф Франческо Манетти, в свою очередь, отмечает, что актеры «Старого дома» очень хорошо подготовлены физически: «В работе с Антонио я научился вот чему: если актер может дать шестой уровень, я спрашиваю с него восьмой».
Вообще, по словам Антонио Лателла, в итальянских и русских актерах много общего. Но русские актеры многое умеют лучше, чем итальянцы, зато итальянцы – более способны на импровизацию. «Мне очень нравится отношение ваших актеров к театру. Это выбор жизни. Это вера в театр! У нас в Европе это потеряно. У них невероятная память. Вчера вечером я лично посмотрел «Трилогию»: актеры не ошиблись ни в чем! Для меня это невероятно!»
Пер Гюнта в спектакле будет играть Анатолий Григорьев. «Никогда не берусь за спектакль, если не знаю, кто будет играть главную роль», - признается режиссер. А вот какие волшебные слова он говорит актерам, что они так блестяще осуществляют режиссерский замысел (судя по «Трилогии»), так и не признался. «Лучше этого не повторять, - смеется г-н Лателла. – Они не очень хорошие…»
Премьера спектакля «Пер Гюнт» состоится в «Старом доме» 27 и 28 февраля. Билеты раскуплены и на все мартовские спектакли. Они сошлись, как лед и пламень, – суровый норвежский драматург и солнцелюбивый итальянский режиссер. Каков будет результат? Узнаем уже скоро.
Сучкова Светлана,
фото автора.