На сцене Новосибирского оперного театра состоялась премьера балета «Пламя Парижа».
В обновленном оперном театре, открывшемся после долгого ремонта, прямо с порога ошеломляют яркие интерьеры, мягкие ковры, красивые будуары, новая мебель, а также удобные кресла в партере. Театр поразил своих зрителей не только дворцовой роскошью, но и бессмертной классикой нового репертуара.
Первые же постановки балетов «Спартак» и «Пламя Парижа», как глоток свежего воздуха, буквально перехватили дыхание восторженных поклонников балетного искусства.
19, 20 и 21 ноября Новосибирский театр оперы и балета (НОВАТ) представлял первую премьеру сезона - «Пламя Парижа» на музыку Бориса Асафьева.
Балет «Пламя Парижа» был задуман в начале 1930-х годов как посвящение Октябрьской революции. Его авторы - либреттист Николай Волков, композитор Борис Асафьев, хореограф Василий Вайнонен и сценограф Владимир Дмитриев.
Историческая фреска о событиях Великой французской революции вернулась на сцену, опалив зрителей пламенем борьбы за свободу и личное достоинство. Хореография Василия Вайнонена, признанная ярчайшим достижением советского балетного театра, воссоздана Михаилом Мессерером.
После ленинградской премьеры 1932 года спектакль, пережив несколько редакций, с большим успехом шел на подмостках обеих столиц. В 1971-м он был поставлен в Новосибирском театре оперы и балета, чья огромная сцена как нельзя лучше подошла для грандиозного зрелища. Спустя 44 года балет вернулся на сцену театра.
- Пришлось много и долго работать с архивами, фотографиями, видеокадрами и другими первоисточниками в России и за рубежом по восстановлению новой редакции, - рассказал накануне премьеры Михаил Мессерер. - Во многом помогли опыт и личные воспоминания. Наша семья напрямую была связана с этим спектаклем, а мне еще ребенком посчастливилось танцевать детскую партию, затем студентом хореографического училища я наблюдал многих выдающихся исполнителей.
Постановка была восстановлена примерно на 70 процентов, а 30 процентов – уже стилизация. Я поставил себя на место Вайонена и его гениального соавтора режиссера Сергея Радлова, постарался сделать редакцию как бы с точки зрения авторов. Как бы они увидели сегодня этот балет, чтобы он был интересен сегодняшнему зрителю.
Петербуржцы отмечают масштабность Сибирского Колизея, и то, что перенос спектакля из Михайловского театра – это серьезный процесс. Пришлось все адаптировать под размеры сцены, костюмы и декорации в том числе. Оркестр здесь тоже звучит гораздо масштабнее. Музыкальный руководитель и дирижер постановки - Евгений Волынский, дирижирует премьерными спектаклями Карен Дургарян.
Новосибирская труппа также понравилась хореографу. «Есть ряд дарований, которые стоит развивать дальше». На сцене более ста исполнителей. Особо пришлось поработать с хором. Но, как и у авторов, используются тексты французских песен и лозунгов на русском языке.
В главных партиях заняты ведущие солисты Новосибирского театра оперы и балета Роман Полковников и Анна Жарова, Иван Кузнецов и Елена Лыткина.
19 и 21 ноября в спектакле выступил звезда мирового балета Иван Васильев, в репертуаре которого роль марсельца Филиппа занимает особое место. Его героя с восторгом принимали зрители Москвы и Петербурга, Лондона и Нью-Йорка. Партнершей Ивана стала солистка Мариинского театра Оксана Бондарева.
Сам Васильев отмечает, что ему очень нравится выступать на сцене сибирского театра, и, несмотря на ее размеры, ощущает себя комфортно. А главные партии в Спартаке и в постановке «Пламя Парижа» доставляют радость и удовольствие: «Яркий интересный спектакль всегда интригует зрителя».
Михаил Мессерер надеется, что «Пламя Парижа» с новосибирскими солистами обязательно увидят зарубежные зрители. «Достояние мирового балетного искусства заслуживает бережного отношения. Жаль, если классическое искусство может исчезнуть, мы не должны забывать о нашей ценной базе» - сказал он в заключение.
Татьяна Тарновская.
Фото Веры Никонищенко