Третий звонок. Гаснет свет, зал приветствует музыкантов. После такой затянувшейся музыкальной паузы хочется слушать и слушать. Зрители, изголодавшиеся по общению в концертном зале, как сказал Вадим Репин, с улыбками и ощущением возвращения живой музыки ловят каждый звук.
На сцене Новосибирский академический симфонический оркестр. За дирижерским пультом Валентин Урюпин. Концерт идет без антракта. Сказочная оркестровая сюита Мориса Равеля «Моя Матушка - Гусыня», Симфония № 4 ре-минор Роберта Шумана, которую сам автор назвал «симфонической фантазией», и между ними два произведения эстонского композитора Арво Пярта «Пассакалия для скрипки с оркестром» и “La Sindone” (Плащаница) для скрипки с оркестром.
84-й концертный сезон Новосибирская филармония открыла 14 сентября программой «Ангелу-хранителю» в рамках VII Транссибирского Арт-Фестиваля. Ежегодно Фестиваль представляет премьеры сочинений современных композиторов.
Мировая премьера “La Sindone” (Плащаница) для скрипки с оркестром приурочена в 85-летию Арво Пярта. Сочинение посвящено Вадиму Репину, дирижеру Андресу Мустонену и музыковеду Энцо Рестаньо.
− Сегодня особенный концерт, − считает Вадим Репин, художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля. − Именно благодаря Фестивалю родилось это произведение и очень приятно, что за ним останется такой шлейф - первое исполнение в Новосибирске. − Я счастлив и горд, что все сложилось несмотря на трудности текущего момента. - Минимализм, свойственный музыке Пярта, превращается в те краски, которые объединяют, вызывая мурашки, и это очень красиво.
Здесь лучше не скажешь, чем сам композитор. «Каждая фраза дышит самостоятельно. Её внутренняя боль и снятие этой боли, неразрывно связанные, и образуют дыхание <…> [В паузах нужно] научиться слушать тишину, уметь прочувствовать вибрацию каждого звука, его деление и переход в другой звук, весомость этого шага <…> Тогда звук, претерпевший до конца все испытания, будет истинным».
- На мой взгляд Арво Пярт − один из крупнейших композиторов, музыка которого затягивает буквально всех. Для меня это первой крупное погружение в музыку композитора. Я могу только сказать, что играть Пярта очень легко, потому что там мало нот, и при этом невероятно трудно, потому что каждая нота приобретает вес и ответственность, и сразу возрастают требования к качеству, к правильному погружению, − делится своими ощущениями дирижер Валентин Урюпин. - Сам факт глубокого погружения в музыку Пярта - это что-то особенное. Мы погрузились основательно и думаю, что сегодня будет такое соборное погружение вместе с публикой.
На пресс-конференции, посвященной открытию нового концертного сезона и возобновлению VII Транссибирского Арт-Фестиваля министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева заверила, что Фестиваль будет расширять свои границы, так как в регионе целый ряд хороших концертных залов. Транссибирский Арт-Фестиваль за последние годы стал крупнейшим музыкальным событием в регионе.
Александр Бочарников, генеральный директор Новосибирской филармонии и художественный руководитель Владимир Калужский рассказали о планах проведения фестивальных программ «Покровская осень», «Кредо хорус», «Белоснежный фестиваль», «На ступенях» и ряде другие.
В ряде случаев будут произведены замены исполнителей, не все границы открыты, не все музыканты могут приехать к нам.
Но пауза закончилась, и зрители вернулись в залы. Пусть звучит МУЗЫКА!
Ольга Вьюнова
Фото 1 − О. Вьюнова, 2, 3 − В. Дмитриев, 4 − с сайта филармонии.