В «Красном факеле» прошла мировая премьера. Впервые на сцене поставлена пьеса донецкого журналиста Алексея Куралеха «Перемирие».
Почти документальная история о том, как поправить дом беременной женщине на серой полосе, располагающейся между позициями ВСУ и ДНР, пришли солдаты. Двое со стороны народных республик. Двое со стороны Украины. Пришли без оружия…
Второй раз Олег Липовецкий ставит в Новосибирске спектакль – размышление о войне и мире. О том, что надо уметь договариваться, а не воевать.
В «Лисистрате», которая идет на малой сцене «Глобуса», комедия Аристофана решена как фарс, предельно физиологично и нарочито грубо. «Перемирие» нас цене «Красного факела» − размышление и притча, неспешная и прозрачная, как вода, которую таскает из колодца Мария − хозяйка дома на ничейной полосе. Беременная женщина, с блаженной улыбкой встречающая солдат воюющих сторон, задающая странные вопросы, знающая судьбы наперед…
И герои этой истории: Ной, Ахилл, Шумахер, Че Гевара – четыре солдата, четыре архетипа войны, четыре героя разных эпох. Четверо, встретившиеся на нейтральной полосе и строящие дом для нерожденного ребенка.
Документальные истории с очень точными, правдивым диалогами, превращаются в неспешную притчу о семи днях на нейтральной полосе. Олег Липовецкий предельно лаконично выстраивает сценографию − зрительские трибуны стоит по разные стороны пустой сцены. Лишь в углу – несколько табуреток, да рассыпанные по полу яблоки. И ведра, в которых носит воду Мария (Юлия Новикова).
Здесь, в серой зоне нет ничего. И дома, который должны починить солдаты, тоже нет. Есть лишь тросы, которые привязаны к трибунам. И, напрягаясь, чтобы уложить крышу или поправить стены, герои тянут эти трибуны. Тянут, сами того не замечая, навстречу друг другу, сокращая эту нейтральную серую полосу.
Да и можно ли не сближаться, делая общее дело? Они ведь так похожи – Че гевара Виктора Жлудова и Ной Александра Полякова. Высокие, красивые, одногодки, они и жили рядом – на соседних улицах. И вполне могли играть за одну команду. И встречаться где-то на лицах Донецка… Но сегодня они – по разные стороны фронта. Че гевара, потому что увидел мировую несправедливость и решил, что ее надо устранить.
Вместе с теми, кто эту несправедливость поддерживает. И в результате своих поисков справедливости попал в полк «Азов» (как поиски истины могут привести в «Азов» для меня загадка, да и автор в общем историю эту проговаривает буквально в паре фраз. Но мы же знаем, что каждый, даже последний злодей, всегда ищет оправдания своим поступкам. И наш герой поступает также. Тем более, что он все же не совсем герой, а еще и архетип). И на другой стороне – романтичный художник Ной, который не мог оставаться в стороне, не стать защитником, когда рядом убивают детей. Прозрачный такой отсыл к слезе ребенка, которая стоит целого мира…
Как не сблизиться с домовитым и заботливым Шумахером Камиля Кунгурова – простым работягой, воспринимающим войну как способ заработать денег для счастливой жизни своих детей? Единственным возрастным в этой компании молодняка, который понимает, что не идеология, не командиры, не принципы разъединяют, а пролитая кровь. И чем больше крови, тем невозможнее примирение…
Немного особняком в этой компании – Ахилл Михаила Селезнева. Артист играет воина так, как видел в современных боевиках и читал в СМИ, не героя, а архетип. Но и сквозь небрежно накинутую шкуру «Пса войны» проступает честный текст Алексея Куралеха.
На семь дней стихли артобстрелы, семь дней солдаты слушали тишину и друг друга. Семь дней строили вместе и разговаривали…
Возможно ли примирение? В Пьесе Куралеха − да. Но сам автор говорит, что написана притча в 2014 году. С тех пор пролито очень много крови.
Но мы ведь смотрим притчу, Липовецкий оставляет открытый финал. Че Гевара на прощание подсовывает мину в рюкзак Ноя. Ахилл эту мину переадресует Шумахеру. Ной, вырываясь из постромков троса, мину все же вытаскивает и обезвреживает. И застывают артисты, гаснет свет…
Притча окончена. А выводы делайте сами.
Евгения Буторина
Фото автора