В Сибирском Камерном Театре «13 трамвай» − первая премьера. Спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Солнечная линия» в постановке заслуженного деятеля искусств Сергея Афанасьева.
Новый театр открылся 11 ноября 2019 года в Доме актера. Его зал – сразу направо. Не перепутайте, потому что если повернуть влево, попадете в старый зрительный зал, в котором и театр Дома актера выступает, и Первый театр, и спектакли, созданные артистами новосибирских театров по принципу антрепризы, идут. Это и правильно – где еще, как не под такой уникальной крышей начинаться театральным экспериментам и рождаться новым театрам?
«13 трамвай» − это тоже своего рода эксперимент − частный театр, первый в Новосибирске, в труппе которого работают артисты из разных театров, но с одного курса…
Выпускники мастерской Сергея Афанасьева не захотели расставаться после окончания учебы, нашли спонсора, или, если получится – инвестора, обновили спектакли, которые готовили во время учебы. И открыли свой театр. Театр, в котором мечтают говорить о самом главном, говорить предельно открыто, не оглядываясь на госзадание и прочие условности, которыми скован театр государственный.
Директором и главным режиссером театра стали также выпускники Сергея Афанасьева. А сам мэтр, как идейный вдохновитель, не только поддерживает бывших студентов, многие из которого теперь актеры его театра, но и ставит спектакли.
«Солнечная линия» − жесткий, порой жестокий, откровенный разговор о любви.
Тому, кто привык к реализму, воспринять агрессию героев по отношению друг к другу порой сложно. Хотя для многих спектакль – словно воспоминание о былом, когда часами на кухне (а где же еще!) двое пытаются понять друг друга. Но никак не пересекут ту солнечную линию, которая разделяет «да» и «нет».
Но спектакль − это не просто пересказ семейной ссоры. Это – размышление о вечном поиске друг друга, о неумении понимать и принимать другого.
− Два человека − это не просто две личности, это два противоположных мира, которые существовали в разных галактиках, − рассказывает режиссёр спектакля Сергей Афанасьев. − Два человека любят друг друга, а два мира никак не соединятся. И мы видим попытку прорваться друг к другу и услышать друг друга. Но эти два мира так наперчены эгоизмом, социальными штампами, эгоизмом, им так трудно…
И все же героям Тимофея Ситникова и Регины Тощаковой солнечную линию преодолеть удается. А зрителю есть над чем поразмыслить. Театр − не зеркало, скорее увеличительное стекло…
− Театр нужен зрителям, они приходят сюда, чтобы усилить впечатления от своей жизни, − уверен Афанасьев. − Вернувшись домой после спектакля, люди думают – а я-то почему так живу?
Искусство не дает ответов, оно лишь задает вопросы, и если эти вопросы для нас актуальны, то мы сами уже ищем на них ответы, и для каждого они свои. Универсальных рецептов не бывает. Ни в жизни. Ни в искусстве… Каждый выбирает дорогу для себя.
А через пару дней в «13 трамвае» − пластическая драма «Три сестры» в постановке Регины Тощаковой. Спектакль о любви. Нуарный и печальный, почти без декораций и совсем без слов. Непривычно и необычно. Но в юности нет ничего важнее любви, а артисты и режиссер совсем юные и такие щемяще откровенные…
А еще в репертуаре − Горький и Вампилов, студенческий еще спектакль «Летучая мышь» и пластический «Бал» в постановке Паскаля Лярю. И много-много планов – молодые талантливые артисты уверены в своих силах. Они пробуют, экспериментируют, ищут. И наблюдать за ними крайне любопытно.
Евгения Буторина
Фото автора