После череды искрометных мюзиклов в Новосибирском музыкальном театре обратились к классике. Сложной, многомерной, трудоемкой для музыкантов.
Оперетту И. Штрауса «Ночь в Венеции» в театрах ставят редко. Причин тому несколько, и сложность партитуры вовсе не на последнем месте.
Не в каждом театре труппа в состоянии пропеть все, что заложил композитор, не каждый оркестр сыграет. «Ночь в Венеции» – оперетта на грани оперы, здесь множество музыкальных номеров и сложных арий.
Но у Новосибирского музыкального театра сложностей с музыкальной составляющей не возникло. И голоса есть в театре, и оркестр под управлением Александра Новикова на высоте. То, что могло бы представлять трудности, стало, наоборот, ступенькой – солисты смогли превзойти себя, показав, что Новосибирский музыкальный театр может все. Хор выступил единым целым, порадовав поклонников. Яна Кованько в роли рыбачки Анины составила бы честь и оперному.
Если у вас есть желание послушать прекрасную музыку в отличном исполнении – не пожалейте три часа, послушайте «Ночь в Венеции» – меломаны получат удовольствие.
Однако сложность партитуры – не единственная причина, почему эту оперетту ставят так редко.
Мы уже привыкли, что в классической опере либретто невнятны и условны. Но в опереттах, а тем более в мюзиклах, которые все чаще появляются на сцене музыкального театра, сюжет понятен, интрига достаточно одномерна и легко просчитывается. С «Ночью в Венеции» дела обстоят куда хуже. Чтобы хот немного понять интригу и сюжет, хорошо бы иметь хоть небольшое представление об истории и культуре Венеции и помнить, что эта оперетта с точки зрения либретто, мягко скажем, не самая удачная.
Почти все либретто этой оперетты были написаны еще в начале прошлого века. Познакомившись с ними, режиссёр спектакля Константин Балакин решил написать пьесу сам. И написал – взял за основу интригу Ф. Целля и Р. Жене. Добавил ссылок на современность. Поиграл в диалоги. Дописал смешных советников, не менее смешных их жен…
И попался в вечную ловушку начинающего писателя, когда текст кажется цельным и выверенным, и сокращать его точно не хочется, да и не надо, потому что он удачен, смешон, и все по теме…
Если бы ставил другой режиссёр, он, возможно, почувствовал бы потерю динамики, пожертвовал бы каким–то боковыми линиями, сократил дружеские перепалки и трагические откровения стареющих прелестниц… Но ставил спектакль Константин Балакин и сокращать ничего не стал.
В общем, некая сумятица сюжета, не смотря на обновление либретто, осталась. И если бы кто–то предложил мне выбирать жанр, я бы скорее сказала, что получилась комическая опера. Но с длинными прозаическими вставками.
Они замедляют темпоритм спектакля, утяжеляют его. Но если сразу настроиться, что вы пришли в театр и не надо никуда спешить, а следует наслаждаться – впечатление будет сугубо положительным.
Во–первых, как уже сказано выше – прекрасная музыка и пение. Во–вторых, очаровательные декорации – узнаваемая площадь Венеции, которая вдруг превращается в альков герцога или в узкие улочки над каналами. Потрясающая фантазия художника–постановщика Елены Вершининой создала город–сказку, где соборы парят в небе, море бьется о сцену, а удивительные виды Венеции кружат голову.
Яркие, фантазийные костюмы героев переносят нас в карнавал, в ту единственную ночь, когда в чопорной Венеции смешиваются все краски сословий, когда комедия дель арте выходит на улицы и становится реальностью.
Правда, существовать в мире масок сходу получается не у всех, но потрясающе органична «прелесть какая дурочка» Чиболетта (Анна Фроколло), радуют Паппакода (Вадим Кириченко) и сенатор Делаква(Андрей Алексеев).
И совершенно потрясает Герцог в исполнении Романа Ромашова. Удивительный артист – одинаково достоверный в классических опереттах, современных мюзиклах и вот теперь в карнавальной маске из итальянской комедии дель арте.
Роман Ромашов словно купается в этой роли, заряжая зал, заставляя забывать о натяжках сюжета. Уводит за собой в мир волшебного карнавала. Туда, где звучит прекрасная музыка и артисты надевают маски, чтобы порадовать зрителей.
Евгения Буторина
Фото Виктора Дмитриева